В течение трёх лет власти Красноярского края сдерживали рост стоимости проезда в общественном транспорте, но реалии сегодняшнего дня (рост цены на топливо и комплектующие, выход из строя подвижного состава, кадровый дефицит в отрасли) говорят о том, что дальше делать это уже невозможно. 20 января Министерство тарифной политики Красноярского края утвердило новые тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа. С 1 февраля проезд в автобусе в Красноярске будет стоить 32 рубля.
Проблемы перевозчиков
Основанием для пересмотра тарифов стало обращение перевозчиков с обоснованиями роста издержек. Чтобы рассмотреть предложение, согласно правилам, должны обратиться более половины предприятий, работающих в этой сфере. В 2021 году с такой инициативой выступили 27 из 39 красноярских перевозчиков, обслуживающих более 85% всех автобусных маршрутов краевого центра. Также в министерство поступили соответствующие обращения от транспортных предприятий Железногорска.
Из-за экономической невыгодности часть перевозчиков ушла с рынка. Так, в марте прошлого года закрылись два маршрута – № 20 и № 51. Сроки контракта у них истекали, а участвовать в новом конкурсе перевозчики не смогли, поскольку имеющийся у них подвижной состав не соответствует современным требованиям.
«В этом году планируется убрать все автобусы экологического стандарта Евро-3 и ниже. При старых тарифах перевозчики просто не в состоянии сделать это, ни один банк не даст кредит на поддержание бизнеса, потому что показатели доходности критичны, – прокомментировал один из представителей перевозчиков Красноярска Константин Кнапнугель. – Увеличение тарифа поможет перевозчикам продолжить обновлять подвижной состав. Конечно, если бы это делали каждый год на уровень инфляции, повышение не было бы шоковым для пассажиров и не довело бы перевозчиков до сегодняшнего состояния».
Кроме того, проблемы у предпринимателей возникают из-за значительного роста цены на топливо и горюче-смазочные материалы, запасные части для автобусов. Убытки не позволяют перевозчикам индексировать заработную плату сотрудникам. Кадровый дефицит в отрасли впервые достиг уровня 25%. На предприятиях острая нехватка водителей, кондукторов, слесарей, электриков. В свою очередь это отрицательно влияет на выполнение обязательств перед пассажирами.
Экономически обосновано
Стоимость проезда в автобусах Красноярска и Железногорска увеличится почти на четверть. Так, в краевой столице пассажир заплатит 32 рубля, в ЗАТО Железногорск – 30 рублей. Последний раз тариф в этих городах менялся в феврале 2019 года. Тогда цену подняли с 22 до 26 рублей.
Повышение тарифа позволит проиндексировать заработную плату и привлечь специалистов к работе на пассажирских предприятиях, заменить подвижной состав на новый, более высокого класса, что позволит минимизировать риск схода автобуса с рейса из-за поломки.
Однако утверждённый министерством тариф гораздо ниже, чем тот, который изначально просили перевозчики. В Красноярске стоимость одной поездки на городском автобусе должна была составить от 37 до 50 рублей. В Железногорске её предлагали поднять до 33 рублей. В ходе экспертной оценки представленных расчётов министерство установило экономически обоснованные предельные тарифы.
«Эксперты министерства провели многостороннюю работу по оценке необходимости повышения платы за перевозку пассажиров. Мы активно взаимодействовали с краевым профсоюзом работников автомобильного транспорта и другими общественными организациями, чтобы учесть интересы и пассажиров, и перевозчиков. В результате детальной экспертизы представленных перевозчиками документов было принято решение о повышении стоимости проезда. Тарифы установлены на экономически обоснованном уровне в соответствии с действующим законодательством», – прокомментировала это решение министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко.
Льготы сохраняются
Несмотря на рост тарифов, все существующие льготы сохранятся. Сегодня, по данным министерства социальной политики края, почти полмиллиона жителей региона имеют социальную карту, которая даёт право на определённое количество льготных поездок в общественном транспорте ежемесячно. По соцкарте для взрослых предусмотрено 36 базовых поездок, для школьников – 40.
Ежемесячная сумма пополнения карты в 2022 году составляет 187 рублей, то есть одна поездка обойдётся держателю карты около 5 рублей. Стоимость дополнительных 10, 14 или 24 поездок для жителей Красноярского края (кроме Норильска) составит 130, 182 и 312 рублей соответственно. Напомним, что социальную карту могут оформить граждане 22 льготных категорий: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, пенсионеры по старости, инвалиды, школьники из многодетных семей и другие. Пенсионеры могут пополнять социальную карту за счёт ежемесячных денежных выплат от соцзащиты. Родителям школьников из многодетных семей компенсируются расходы по пополнению социальной карты.
Кроме того, с октября 2021 года в Красноярске действует безлимитный проездной для расчёта во всех видах общественного транспорта. Проездной работает на базе стандартной транспортной карты, его стоимость – 100 рублей. Цена ежемесячного абонемента – 2100 рублей.
«Проездной позволяет совершать неограниченное количество поездок в течение месяца. Его стоимость с повышением тарифа не изменится», – добавил заместитель руководителя департамента транспорта Игорь Манченко.
Перевозчики считают, что, несмотря на то что стоимость проезда в Красноярске долгое время не менялась, работа транспортной системы в нашем городе намного лучше, чем у соседей в Сибирском федеральном округе.
«У нас есть выделенные полосы для общественного транспорта, что позволяет сократить время пребывания в пробках, интервал движения составляет не более 15 минут. Красноярск – единственный город в Сибири и на Дальнем Востоке, который смог обновить парк трамваев и троллейбусов. Кроме того, у нас действует одинаковый тариф для пассажиров на коммерческих и муниципальных маршрутах, одинаковые правила перевозки льготных категорий граждан, чего нет, например, в том же Новосибирске, – говорит Константин Кнапнугель. – Конечно, мы не можем добиться тех результатов, как в Москве, но там совсем другая ценовая политика».