В преддверии Дня металлурга ветеранов КрАЗа традиционно пригласили на завод. Они встретились с руководством и пообщались друг с другом. У многих здесь прошли лучшие годы, и им не безразлична судьба предприятия, поэтому и вопросы управляющему директору задавали не о личном, а о том, как развивается отрасль. А их трудовой путь, рабочие истории, которые на заводе стараются записать и сохранить, сейчас вдохновляют молодых сотрудников.
По комсомольской путёвке
Ветеранов сначала провезли в автобусе по территории завода. На этот раз в цехах экскурсии не проводили, так как на встречу пришло много человек. Некоторым уже в силу возраста долгое время провести на ногах было бы тяжело. Но многие хотели бы побывать в родных корпусах, им пообещали это организовать.
В столовой завода для ветеранов накрыли стол. Здесь за чаем они вспоминали свою молодость и общие трудовые успехи.
Рашит Икрамов приехал в Красноярск в числе тех самых легендарных пограничников, которые строили алюминиевый завод.
«Это было 26 марта 1960 года, 2 часа дня, – вспоминает металлург. –Тогда из Прибалтийского военного округа прибыл первый поезд. Нас было 72 человека. Отправляли по комсомольской путёвке только самых лучших – отличников боевой и политической подготовки и тех, у кого была строительная профессия. Хорошо встретили, с вокзала привезли в посёлок Индустриальный. Здесь уже было готово общежитие, мы заселились. И началась большая стройка. Завод, потом Зелёная Роща – на её месте ведь тогда были окопы (рядом был военный городок), промбаза. Я участвовал в запуске самого первого корпуса – № 4. На производстве начал с анодчика, потом был электролизником, мастером, дослужился до начальника цеха. 40 лет отработал на заводе. Если бы была возможность повторить свой путь, я бы повторил, правда, с небольшими исправлениями. А сейчас стараемся вести активный образ жизни, играем в шахматы, встречи с молодёжью устраиваем. Не забываем завод, и он нас помнит. Так что жизнь идёт».
«Равнялись на шестидесятников»
Икрамов знает практически всех, кто собрался за одним столом, со многими он работал, всех называет родными. Каждого старается похвалить. «Вот Иван Борисов. Легендарная личность. Он производил самый дорогой алюминий».
«Тогда нас, 33 человека, отправили в Волгоград стажироваться – там уже выпускали такой металл, – рассказывает ветеран. – А потом началась стройка 100. Очень нужен был такой алюминий стране. Сейчас он, кстати, в России только на нашем заводе производится».
Петра Вахтерова ветераны называют лучшим шахматистом. Играют они часто при благотворительном фонде «Металлург», соревнования устраивают.
«Это мы сейчас мирно сидим, а вообще рубимся ого как, – делится Вахтеров. – На завод я пришёл мальчишкой в 1970-х, только шинель снял, вернулся со срочной службы. Так и доработал до пенсии – 33 года. Мы были вторым поколением, которое тут работало. Здесь уже было всё. Сначала общежитие давали, пять лет отработал – квартиру. Равнялись мы на шестидесятников, это были наши авторитеты. Время тогда было советское, коллективное».
«Я на завод пришёл в 1964 году вслед за отцом, – говорит Юрий Мирзоев. – В армию отсюда ушёл, вернулся и до пенсии здесь работал. Завод меня вынянчил. 33 года здесь. Начинал слесарем. А потом уже в само производство ушёл, был бригадиром, мастером. Отлично, что есть возможность встретиться, пообщаться. Мы стараемся на праздники, мероприятия ездить. Не унываем, живём».
И шведы удивились
Были у завода и трудные времена, как у всей страны – это конец 80-х – начало 90-х.
«Тогда ж все в коммерцию подались, люди с завода разбегались, – вспоминает ветеран Сергей Порунов. – А я после 15 лет службы в армии в Севастополе сюда устроился. В Красноярске родители жили, а на алюминиевый завод позвал одноклассник. Постепенно всё на заводе наладилось. В 2007 году я в составе восьми человек ездил в рабочую командировку в Швецию, помогать коллегам-металлургам. Там мы 1,5 месяца в цехах на практике всё показывали. Так шведы после первой недели сказали: «Вы так следующую неделю работать не сможете». А спустя две недели говорят: «Нет, так мы не сможем». У меня ностальгия по работе. Я до сих пор встаю в 5 утра, как когда-то, чтобы ехать на смену на завод».
«Мы отслеживали, что на электронных ваннах происходит, какие технологические процессы. У нас на монитор приходит, и мы по громкой связи передаём. 39 лет я так на одном месте и отработала. Завод дал мне всё. А так долго отработала, потому что ежегодно посещала наш профилакторий, вот силы и были», – рассказала Савкова.
Вопросы директору
Ветеранов поприветствовал управляющий директор КрАЗа Евгений Курьянов. Он рассказал о том, как будет перестраиваться завод и когда запустят новое производство. А ещё ответил на вопросы.
В частности, управляющий директор в подробностях рассказал о планах перестройки завода – это масштабный проект обновления КрАЗа. На промплощадке снесут половину старых корпусов и возведут на их месте высокотехнологичное производство с новейшей техникой. Она одновременно максимально экологична, мощнее, эффективнее, но при этом более экономична и потребляет меньше электроэнергии. На новом производстве выбросы бензапирена снизятся до нулевых показателей, выбросы фторидов уменьшатся на две трети, что заметно снизит нагрузку алюминиевого завода на окружающую среду.
После общения с руководителем завода ветераны ещё долго рассматривали макет с корпусами нового производства. Они со знанием дела обсуждали, где какой цех появится, как вырастут объём продукции, её качество и экологичность.
Встречу ветеранов организовало руководство завода и БФ «Металлург», созданный по инициативе основателя Олега Дерипаски для поддержки ветеранов.