Современная металлургия остро ощущает нехватку высококвалифицированных инженерных кадров. Демографический кризис в стране сформировал этот дефицит. Резкие изменения, характерные для экономики последних лет, его усугубили. В условиях новой реальности на производствах нужны не просто специалисты, а мощные профессионалы с высоким уровнем компетенции.
Число вакансий, открытых в металлургической отрасли, поражает: по данным экспертов, выступивших в марте на Красноярском экономическом форуме, индустрия нуждается в 60 тысячах кадрах. На алюминиевые заводы Красноярского края каждый год принимают до 1,5 тысяч человек. «РУСАЛу», согласно пятилетнему прогнозу, требуются пять тысяч рабочих и специалистов со средним специальным образованием и три тысячи инженеров с дипломами вузов.
В преддверии российской вступительной кампании «РУСАЛ» провёл в Красноярске круглый стол с участием представителей компании, руководителей Министерства науки и высшего образования России и Сибирского федерального университета. На мероприятии «русаловцы» заострили внимание на вопросах подготовки для металлургической отрасли инженеров будущего – свободно владеющих технологиями четвёртой промышленной революции. Учиться на специалистов такого уровня престижно и интересно. Тем более что компания создаёт массу условий для погружения детей в будущие профессии со школьной скамьи.
Профессионалов растят с детства
Корпоративные классы в школах, «русаловские» группы в вузах, экскурсии на производство, научно-исследовательские проекты, проводимые совместно с высшей школой, практика на предприятиях, всероссийские олимпиады, научные фестивали, стипендиальная программа для студентов. «РУСАЛ» серьёзно и последовательно взращивает профессионалов, создавая образовательные проекты в сотрудничестве с образовательными учреждениями.
В компании понимают: новый мир создаётся умами людей. И способности этих людей нужно совершенствовать с детства. По словам Олега Дерипаски, основателя «РУСАЛа», природная восприимчивость ко всему новому, присутствующая у большинства из нас от рождения, перерастёт в талант, если сознательно её развивать. «Талантливый человек в состоянии не только выдвинуть идею, но и побороться за неё, за её продвижение в жизнь, признавая свои ошибки и учась у коллег и конкурентов». Эти слова Олега Владимировича объясняют, как важно готовить будущих специалистов с юного возраста, чем активно занимается «РУСАЛ».
Директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре компании Татьяна Корнева отмечает, что в условиях быстроменяющейся действительности очень важно быть участниками образовательного процесса: «Нужно не подстраивать готовых инженеров под наши задачи, а формировать необходимые профессиональные компетенции на этапе обучения». Это экономит время на «доучивании» и «переучивании» выпускников образовательных учреждений, приходящих на производство.
В сотрудничестве с вузами
Начиная с 2010 года «РУСАЛ» активно сотрудничает с Сибирским федеральным университетом (СФУ) – опорным вузом компании – в области образования, науки и инноваций. В ходе совместной деятельности появилась обширная, разносторонняя программа, нацеленная на значимые для металлургии проекты, связанные в том числе и с импортозамещением. На предприятиях компании внедряются новые технологии, оборудование, материалы, а штат «РУСАЛа» пополняют студенты из научно-исследовательских команд, окончившие вуз.
Один из маштабных проектов, на подготовку которого ушло несколько лет, связан с IT-сферой. Ведь в XXI веке компетенции в области информационных технологий особую значимы для специалиста в любой области. Чтобы дать студентам возможность пройти углубленную подготовку по IT-специальностям металлургического и энергетического секторов бизнеса, компания год назад открыла «Академию IT» в Иркутске. В 2022 программа стартует в Красноярске. «120 студентов IT-направлений СФУ будут в течение трёх лет дополнительно к своему образовательному курсу обучаться в Академии IT, – рассказывает директор Института космических и информационных технологий СФУ Денис Капулин. – Уже подано 140 заявок».
Прошедшие конкурсный отбор будут участвовать в реальных IT-проектах «РУСАЛа», обучаться у экспертов в области информационных технологий, проходить практику на предприятиях алюминиевого дивизиона, получать дополнительную стипендию в размере десять тысяч рублей. По итогам обучения молодые люди получат диплом, гарантирующий трудоустройство в компанию.
В ритме времени
По словам директора по персоналу Красноярского алюминиевого завода «РУСАЛа» Андрея Назарова, сейчас компании для того, чтобы оставаться на пике конкурентоспособности, требуются «инженерные кадры новой формации и самых разных специальностей» в трёх ключевых сферах.
Во-первых, в ESG. Сегодня особую актуальность приобретает экологическая реконструкция, которая подразумевает переход на экологичную технологию производства алюминия. В стратегии компании прописан переход на экономику замкнутого цикла до 2030 года – и вопрос управления отходами в этом ключе приобретает особую остроту. Нужны новые технологии, оборудование, и, конечно, научные подходы.
«Вторым нашим стратегическим направлением развития являются новые виды продукции c добавленной стоимостью, – рассказал Андрей Назаров. – В Красноярске сегодня на базе Инженерно-технологического центра РУСАЛа действует опытно-промышленный литейный комплекс, где разрабатываются новые сплавы и новые технологии. А поскольку мы хотим быть поставщиком приоритетного выбора для покупателей нашей продукции, то это диктует и качество, и скорость разработки новых сплавов, пробных партий, сертификатов».
Третий, но не последний по значению момент – повышение эффективности. «Это цифровизация, автоматизация бизнес-процессов компании, начиная от поставки сырья до отгрузки в портах готовой продукции, – уточнил директора по персоналу Красноярского алюминиевого завода «РУСАЛа». – Это машинное зрение и роботизация целого ряда процессов, ЗD-технологии». Компания активно развивает данные сферы. Например, использует технологии ЗD-печати «некоторых критичных видов технических элементов в рамках импортозамещения», внедряет «проекты по управлению производством алюминия с применением BigData, беспилотных аппаратов».
Андрей Назаров отметил, что для современных образовательных программ, по которым готовят будущие инженерные кадры, принципиально важно чёткое понимание пути, по которому развивается отрасль.
Передовики будущего
Для трансформации образовательного процесса, который проходят будущие инженеры, под потребности современности Министерство образования России в этом году запустило федеральный проект «Передовые инженерные школы». Его цель – обеспечить квалифицированными кадрами высокопроизводительные, экспортноориентированные отрасли экономики страны. И достигать этой цели будут с помощью создания инфраструктуры для подготовки студентов с высотехнологичными компетенциями, отвечающими потребностям времени.
По словам замдиректора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Алексея Левченко, интерес со стороны вузов к проекту высокий: 91 университет подал заявку на участие в конкурсном отборе. В их числе – СФУ, подготовивший заявку совместно с «РУСАЛом». Результаты отбора станут известны в конце июня.
Планируется, что уже через два года в российских вузах появятся 30 «Передовых инженерных школ» и 100 научно-технических и экспериментальных лабораторий, оборудованных по последнему слову техники (в том числе высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным прикладным программным обеспечением). Планируется создать 100 новых программ опережающей подготовки инженеров, которые будут «на ты» с передовыми цифровыми технологиями.
«Ключевой момент: подготовка инженерных кадров будет проходить в партнёрстве с ведущими технологическими компаниями», – отметил Алексей Левченко. Научно-технологические проекты Сибирского федерального университета и «РУСАЛа» нацелены на решение перспективных задач металлургии, таких как расширение сфер потребления алюминия, достижение углеродной нейтральности, сокращение промышленных отходов. По прогнозам ректора СФУ Максима Румянцева «Передовая инженерная школа» в Красноярске уже к 2030 году должна стать центром компетенций мирового уровня в области прикладных и фундаментальных исследований в цветной металлургии. Выпускникам «Передовой школы» ректор пророчит статус «инженерной элиты отрасли».
Проректор по учебной работе СФУ Денис Гуц, выступая на круглом столе, организованном «РУСАЛом», рассказал о планах, которые должны быть реализованы за ближайшие восемь лет: «Сегодня мы находимся в укладе автоматизированного производства, а наша задача – к 2030 году перейти на интеллектуальные системы. В этой логике мы должны уйти от линейного технолога, отчасти пересмотреть кайдзен-технологии и материалы, перейти к инженеру сплавов и в итоге выйти на конструктора процессов». Задача непростая, но выполнимая. Ведь за дело берутся амбициозные профессионалы.