«Когда писал портреты Героев Советского Союза, меня посетило острое чувство стыда, что мы про этих людей почти ничего не знаем, а где-то просто бессовестно забыли», – считает заслуженный художник РФ Константин Войнов, с которым корреспондент «АиФ-Красноярск» говорил о творчестве, патриотизме, героях войны и исторической памяти.
Чувство стыда
Ольга Лобзина: Константин Семёнович, в Доме офицеров проходит ваша выставка «Родина помнит». Здесь и пейзажи малой родины, и портреты Героев Советского Союза. Вглядываешься в лица молодых ребят в военной форме, с наградами, с озорным взглядом, пронзительными голубыми глазами или доброй улыбкой – и словно и не было у них за плечами тех четырёх лет страшной войны, где каждый день был как последний…
Константин Войнов: Мне хотелось показать не только героев, но и родину, и всё, что связано с ней. Отсюда и название возникло – «Родина помнит». А портреты героев представлены из коллекции «Лики Победы». Это большой проект, который частично удалось осуществить к 70-летию Победы. Частично, потому что в Красноярском крае 244 Героя Советского Союза. Я написал только 63 портрета. Почти 180 героев ещё ждут… Это дорогостоящий проект. Он всех пугает. Хотя если к 80-летию Победы озадачиться, за четыре года можно успеть сделать.
– Для вас что значит эта тема и проект?
– У меня отец и четыре дяди воевали. Один пропал без вести, его судьба до сих пор неизвестна. Поэтому люди в погонах мне не чужие. И прежде чем написать портрет, я изучил всё, что связано с каждым героем. Когда читал письма с фронта, статьи из газет тех времён, наградные листы – ком в горле... И меня посетило острое чувство стыда, что мы про этих людей почти ничего не знаем, а где-то просто бессовестно забыли. Это меня подстегнуло. Более того, тогда получил поддержку от города.
Празднично-юбилейный патриотизм
– Вы как-то сказали, что историческая память наряду с нефтью, газом, золотом является нашим стратегическим запасом. Как это донести до юных умов?
– Должен быть правильно организован образовательный процесс. Мы же все бежим, разинув рот, за Западом, который неизвестно куда приведёт. Хотя на Западе теперь говорят, что советская образовательная система была лучшей. Старик Кант писал, что нужно иметь мужество думать своей головой. К сожалению, нам этого не хватает.
Конечно, воспитывать надо с детского сада, школы, но не в назидательной форме и не навязчиво. Это должны быть подлинные знания, а не фальсифицированные. А у нас патриотизм чаще всего носит празднично-юбилейный характер. Мероприятия к дате отгремели, пошумели, флагами помахали – и бросили их до следующего юбилея.
– Да и ветеранов уже совсем мало осталось…
– Это естественный процесс. Неестественно то, что это забывается. Мы любим бросаться фразами типа «массовый патриотизм», «массовый героизм», «славная победа». И забываем, что эта победа складывается из поступков конкретных людей. Задача этого проекта – как раз показать конкретного человека, живого, с блеском в глазах. Когда мы знаем человека в лицо, тогда мы его помним…
Вот Николай Сосновский 19-летним призвался из Красноярска в 78-ю добровольческую бригаду, командир пулемётного взвода. Погиб в Калужской области, где шли бои за каждый клочок земли. Он первым, прорвавшись на высоту, которая из рук в руки переходила, сначала уничтожил свыше 60 фашистских солдат, а потом уже, израненный, подпустил к себе немцев и подорвался на гранате, чтобы не попасть в плен. Вот реальный человек, который совершил поступок.
Художественная галерея в деревне
– Вы родом из небольшой деревни Усолка Дзержинского района. Это, наверное, единственный случай в России, что в деревне с населением около 600 человек есть своя художественная галерея. Как вам это удалось?
– В 2009 году меня начальник районного отдела культуры и директор Усольского дома культуры попросили подсказать им, как можно использовать целевые субсидии правительства Красноярского края на культуру села. Я предложил создать художественную галерею. Так и поступили. А у меня в мастерской накопилось много работ моих друзей. Мы учились в советское время, денег ни у кого не было, и на дни рождения дарили друг другу свои произведения, не считая тогда их чем-то серьёзным. А сейчас это уже заслуженные и народные художники, академики. Их работы – настоящие произведения искусства. Решил, что не должны они пылиться в мастерской, пусть люди смотрят на них. Меня поддержали в Союзе художников и выделили несколько работ из подарочного фонда. Подготовили грант и выиграли его. Директор ДК отдала под галерею свой кабинет – 30 кв. м. На открытие из Красноярска приехала целая делегация во главе с министром культуры. А через три года галерея переехала в подвальное помещение на 200 кв. м, естественно, после того как его очистили от хлама и отремонтировали.
– Галерея стала культурным центром, там бывают посетители?
– Туда приезжают из соседних районов, привозят школьников. Для района своя галерея – своеобразная изюминка, всех гостей туда везут. И есть что показать. Люди, которые понимают в этом толк, удивляются, что там такие сильные работы, даже в городских музеях таких не встретишь.
«Дом, где меня ждут»
– А родители ваши чем занимались?
– Отец 1921 года рождения. В 30-е годы пережил голод, нищету. Он вообще не учился в школе: не было возможности. И в армию ушёл неграмотным. Мама (она окончила десятилетку) научила отца читать и писать, когда они уже поженились, в 1947 году. Отец работал в колхозе механизатором, бригадиром, механиком. В технике хорошо разбирался и вообще на все руки был мастер: сапоги сшить, дом построить.
– Какие возможности были у деревенского мальчишки заниматься творчеством и развивать свой талант?
– Меня с детства дразнили «художником». А полная уверенность в том, что я им стану, пришла в 8-м классе. Но куда и к кому пойти, не знал. Художественной школы тогда даже в районе не было. Вообще, считал, что учиться на художника можно только в Москве или в Ленинграде – мне это заведомо недоступно. А когда услышал, что в Красноярске есть художественное училище, то больше ни о чём другом и думать не мог.
– Как родители отнеслись к вашему решению? Не считали это несерьёзным занятием? Обычно в деревне говорили: мужик должен пахать, сеять, дома строить…
– Мама всегда поддерживала. Отец, конечно, мало что понимал, но с уважением относился к моему выбору. Потом, когда пришло признание, конечно, гордились. Их уже нет с нами, но родительский дом сохранился. Летом обязательно приезжаю туда. Мне важно, что я могу туда вернуться в любое время. Такое ощущение, что меня там всегда кто-то ждёт.
Не обласканная профессия
– У вас особое отношение к краю, к окружающей природе, людям, которые живут здесь. Это читается в ваших картинах. Поэтому никуда не уехали в поисках лучшей жизни?
– Никогда не было желания уехать любой ценой, как говорят, «из этой дыры», за светлым будущим. Художником можно быть везде.
– Согласитесь, художники переживали разные времена. В те же 90-е годы непросто было творческим людям реализовать себя, да ещё и заработать на жизнь.
– Профессия не обласканная, и, как говорят, орденов никому не вешают и премию не дают. Сейчас ещё сложнее, чем в советское время. Тогда была государственная политика, которая поддерживала искусство, конечно, со своей идеологией. А если художник – большой мастер, он в рамках любой идеологии пишет шедевры. Но была заинтересованность государства, которое устраивало большие всесоюзные выставки. Художникам давали заказы на тематические картины. Внимание было. И ордена, кстати, давали. Сейчас мы государству просто не нужны. Закон о культуре до сих пор не принят. Вот мне сейчас пришла пора оформлять пенсию, и она будет социальная, значит, минимальная. Потому что я всю жизнь занимался творчеством, а это нигде не фиксируется.