Примерное время чтения: 6 минут
149

Как доярка село украсила. В руках Маи Кобернюк и мусор становится шедевром

«АиФ на Енисее» №1-2 (2198-2199) 11/01/2023
Все свои работы мастерица делает голыми руками, без перчаток, потому что хочет чувствовать своё творение.
Все свои работы мастерица делает голыми руками, без перчаток, потому что хочет чувствовать своё творение. / Мая Кобернюк / Из личного архивa

Село Сотниково в Канском районе похоже на многие небольшие сибирские деревни. Живёт сельским хозяйством, есть школа, детский сад, дом культуры, библиотека… И практически все они украшены картинами или поделками местного самородка Маи Кобернюк. Причём делает она их из подручного материала – снега, бумаги, щепок. В её руках оживает даже то, что оказалось в мусорной корзине.

И зимой и летом

Зимой перед домом мастерицы появляется целая композиция – ёлка, Дед Мороз со Снегурочкой, снеговик. Каждый год она обновляется: то одежда у героев новая, то соседи – мальчик на лыжах, например, колобок, нынче вот символ года – кролик. Фигурки стоят и возле дома её двухлетнего внука, и во дворе предприятия, где она работает.

«Раньше Деда Мороза со Снегурочкой делала только из снега, но если сначала всё стоит красиво, то потом солнечные лучи пробивают лица в мелкую дырочку. Поэтому сейчас туловище делаю из снега, а головы – из папье-маше. Они не тают, а если где тело начинает растекаться, подправляю и краской подкрашиваю. А вот перед моим домом стоят настоящие куклы. Они там круглый год, только одежду летом меняю, и дедушка с внучкой превращаются в героев сказки про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Козлёнка из кладовки достану, колодец – и готова композиция».

Удивительно, но ёлка, которая выглядит как настоящая, сделана исключительно из снега. Сначала снег, который пойдёт на ёлку, Мая Николаевна прихлопывает, чтобы он слежался, потом вырезает кубики, ставит их по кругу и примораживает водой, формируя крону. Когда ёлочка «вырастает», красит её колером через распылитель.

Дома у неё тоже много фигурок из папье-маше, а ещё в школе – Буратино, мама с младенцем у груди и другие, в библиотеке несколько работ, посвящённых Дню Победы, которые в этом году покорили Красноярск своей эмоциональностью.

Фото: Из личного архивa/ Мая Кобернюк

Делает она и фигуры в человеческий рост. Дед с бабкой оказались настолько натуральными, что их принимают за настоящих.

«Соседка зашла, как раз когда я клеила бороду. Она ему и говорит: «Подождите, дедушка, отвлеку Маю, потом она вас дострижёт». Когда эту парочку доделала, посадила на скамейку, ко мне пришла почтальон и… поздоровалась с ними, а меня спрашивает, что у меня за гости. Потом одна семья уговорила их продать. Деньги сунули, обещали приехать забрать, а всё не едут. Я попросила сватью отвезти им. Она посадила на заднее сиденье и приехала по адресу, говорит хозяевам, мол, к вам гости приехали, родители или кто, не знаю, забирайте, в машине сидят. Заглядывают через окно – не знаем таких, говорят. А когда дверь в машине открыли, рассмеялись».

Словно живые

Между тем Мая Николаевна не художник и не скульптор, её профессия и род деятельности далеки от творчества. Работала ткачихой, пекарем, дояркой... Сейчас на пенсии, подрабатывает в автопарке контролёром-охранником.

Фото: Из личного архивa/ Мая Кобернюк

Хотя талант был с детства, достался от папы, который, имея 4 класса образования, играл на скрипке, писал музыку и умел видеть красивое в обыденных вещах. Когда на зиму ставили вторую раму, между стёклами создавал с детьми настоящую зимнюю сказку из мха, шишек и пластилина. Мая хорошо рисовала в школе, и многие пророчили ей художественную школу. Но она мыслила практично: картины рождаются по вдохновению, семью не прокормят, – и поступила на ткачиху.

И только когда выросли дети, поняла, что хочет творить. Перед тем как уйти на пенсию, в 2007 году, предложила написать картины в красном уголке сельхозпредприятия АО «Арефьевское», где она работала дояркой. И в умелых руках художницы зал превратился в настоящее произведение искусства: на одной стене пейзаж, которым она вдохновилась на отдыхе в санатории «Загорье», на другой – пастух пасёт стадо коров в поле.

Фото: Из личного архивa/ Мая Кобернюк

Сейчас мастерица иногда делает что-то на заказ. Правда, материалов не хватает, в основном для работы использует то, что есть под рукой: газеты, бутылки, щепки, старую одежду – ничего не выбрасывает. Очень хочет лепить из глины, но её нет, а покупать дорого.

«Мечтаю делать фигуры в полный рост. Вот корову хочу сделать к открытию молочного цеха. Но пока не понимаю из чего. Если из цемента, надо металлический каркас какой-то придумать. Ни у кого не подсматриваю, сама свой велосипед изобретаю. Никаких технологий не знаю и делаю всё голыми руками, всегда без перчаток, потому что хочу чувствовать пальцами каждый сантиметр».

Может, потому её поделки выглядят такими реалистичными?

Фото: Из личного архивa/ Мая Кобернюк
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах