Эксперты обсудили зарубежные инициативы по присутствию на заседании дискуссионного клуба ПОРА. Темой стал взаимодействие России и Китая в Арктической зоне России.
В прошлом году Информационное бюро Госсовета КНР опубликовало «Белую книгу по Арктической политике Китая». В документе впервые подробно изложена стратегия Китая в Арктике и описаны несколько способов участия в освоении Севера. Среди них - судоходство по арктическому маршруту (Северному морскому пути - СМП), стимулирование китайских предприятий к активному инвестированию в инфраструктуру морских путей, разработка природных ресурсов. Строительство «Ледового Шелкового пути» является частью глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Онам предполагает построение мощной транспортной инфраструктуры по суше и морю между Азией и Европой. Эти цели напрямую затрагивают интересы России.
Андрей Криворотов, секретарь совета директоров компании «Штокман Девелопмент АГ», отметил: Китай намерен активно расширять свое присутствие в Арктике. Проект «Ямал СПГ» стал первым мегапроектом в рамках инициативы «Пояс и путь». Китаю интересен СМП как альтернативный маршрут для экспорта в страны Атлантического бассейна. Рисками для России могут стать возможная нестабильность транзита, бесконтрольное судоходство и поиск Китаем других транспортных вариантов.
Валерий Журавель, ведущий научный сотрудник Центра Северной Европы Института Европы РАН, член научно-экспертного совета Госкомиссии по вопросам развития Арктики, отметил: в «Белой книге» опубликованы цели и принципы глобального присутствия Китая в Арктике на длительный период.
А Михаил Крутихин, партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy, добавил: цели России и Китая в Арктике во многом расходятся. Однако сотрудничество с КНР возможно при прагматическом подходе.
Тимур Махмутов, заместитель программного директора Российского совета по международным делам, выделил определяющие факторы глобального присутствия Китая в Арктике: климатическая обстановка и новые технологии.
Константин Лобанов, главный научный сотрудник Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии (ИГЕМ РАН), член-корреспондент РАН, президент межрегионального общественного Ломоносовского фонда, рассказал про большое количество стратегических месторождений твердых полезных ископаемых в Арктике.
Дарьяна Максимова, старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, доцент Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ им. М.К. Аммосова, отметила проблемы: безопасность прохода по пути, стандарты прохода и сложность применения российской базы данных. Она рассказала о проекте маршрута Харбин — Якутск — Тикси — Европа, в котором заинтересована китайская сторона. До Якутска идет железная дорога, далее планируется строительство транспортной инфраструктуры до порта Тикси.
Андрей Тодоров, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, отметил разные подходы: в «Белой книге» заложены принципы свободного судоходства, а Россия стремится к полному контролю над СМП.
Александр Воротников, эксперт ПОРА по государственно-частному партнёрству, как модератор дискуссии, отметил: перспективными направлениями являются использование СМП, участие Китая в добыче и транспортировке углеводородного сырья, развитие возобновляемой энергетики, переработка ТКО и ликвидация мусора. У Китая есть современные технологии и опыт работы, поэтому необходимо вовлекать КНР в развитие Арктики.
В дискуссии приняли участие Виктор Досенко, президент Международной академии транспорта, Ольга Подберезкина, член Союза журналистов России, помощник депутата Госдумы, Рабия Калфаоглу, аспирант кафедры сравнительной политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Роман Руколеев, директор по развитию Фонда интеграционного развития Азиатско-тихоокеанского региона, Андрей Сульдин, руководитель проекта «Арктика» компании ВТК, Павел Устюжанинов, руководитель Центра стратегического развития Российско-Китайской палаты по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, член комитета по международному сотрудничеству РСПП.