Лето в этом году к нам не спешит. Но оно обязательно будет. А с наступлением тёплых беззаботных денёчков традиционно растёт количество травмированных. Причём прежде всего среди них оказываются дети. Многие из них в это время года предоставлены сами себе, а значит, рискуют больше, чем обычно. Поэтому важно сделать так, чтобы их и себя максимально обезопасить.
Ежегодно в конце мая «АиФ на Енисее» собирает экспертов из разных областей, с которыми обсуждает проблему летнего травматизма. Какие элементарные правила безопасности необходимо знать? Помогают ли те меры, которые предпринимают различные структуры, чтобы снизить риск получения травм?
Каникулы без ЧП
«Летом количество тех, кто обращается в травмпункты Красноярска, увеличивается на 30%, - рассказывает главный внештатный травматолог министерства здравоохранения края Алексей Лубнин. - Причём этот прирост происходит только за счёт детей и подростков, которые в это время года особенно активны. Больше всего обращений в июне, когда каникулы только начались и дети высыпали на улицы».
В этом году тепло ещё не наступило, но в сводках ГИБДД уже появляются ДТП с участием велосипедистов. Так, в середине мая резонансным стало происшествие в микрорайоне «Южный берег» в Красноярске. Там во дворовом проезде женщина на иномарке сбила 9-летнего велосипедиста. В результате у мальчика ушиб головного мозга и перелом височной кости. А буквально на днях в Ачинске 51-летний водитель на «Жигулях» сбил 10-летнего подростка, который на проезжую часть и не выезжал. Причём мужчина с места происшествия скрылся, в больницу ребёнка увезли очевидцы, там у него зафиксировали множественные травмы.
«Летом у нас традиционный всплеск ДТП с юными велосипедистами, их средний возраст - 10-14 лет, - говорит врио начальника УГИБДД ГУ МВД по Красноярскому краю Андрей Маерчук. - Негативную роль здесь играет плотная застройка домов и переполненные парковки, из-за чего затруднён выезд на дорогу. Родители должны сами знать культуру вождения велосипеда и учить этому детей».
При этом проезжую часть в последнее время и взрослые, и дети стараются переходить по правилам. Наезды на пешеходов вне светофоров и зебр сократились. Но их не становится меньше на пешеходных переходах. И в этом полностью вина водителей. Поэтому помимо знания правил нужно понимать, что проезжая часть всегда опасна, и принимать дополнительные меры. Так, не нужно переходить дорогу, пока не убедитесь, что все машины остановились. Желательно, чтобы одежда и у взрослых, и особенно у детей была ярких цветов со светоотражающими полосками - это поможет водителю вовремя заметить пешехода.
Летом значительно вырастает скорость автомобилей на загородных трассах. И тут уже второй год автоинспекторы идут на прецедентные меры. Всех, кто выезжает за город с детьми без специальных удерживающих устройств, будут разворачивать обратно. Тех, кто требованиям не подчинится, обещают задержать на 15 суток.
Опасность в себе могут таить и такие привычные предметы, как телефоны и планшеты. А подростки могут сидеть за ними целыми днями.
«Я лично тушил пожары, которые произошли от поставленного на зарядку телефона, - рассказывает заместитель начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю Алексей Богданов. - Так, в Ачинском районе возгорание произошло ночью, погибли два человека. Поэтому заряжать гаджеты нужно только в дневное время и отключать их, когда покидаете помещение. Вообще, от неправильной работы электроприборов происходит 35% всех пожаров. Даже на дачах нужно правильно делать электропроводку, устанавливать автоматы защиты, отключения».
Ещё одна летняя радость и опасность - это водоёмы. В прошлом году за купальный сезон в крае утонули 74 человека, из них 8 детей. И если взрослые за себя несут ответственность сами, то в смерти детей в 90% случаев виноваты их родители, так как не доглядели.
При получении любой травмы нужно обязательно вызывать скорую помощь, так как последствия могут проявиться не сразу. В идеале нужно всем уметь оказывать первую помощь. Непрямой массаж сердца, дыхание рот в рот - это может спасти в критический момент. Так, по словам Богданова, 30% тех, кто погиб в ДТП, можно было спасти, если бы им оказали первую помощь до приезда скорой. Конечно, если делать манипуляции неумело, то, наоборот, можно навредить. Поэтому нужно понимать, что делать. И сейчас в крае набирает обороты волонтёрское движение «Научись спасать жизнь». Его задача - сделать так, чтобы как можно больше людей умели оказывать первую помощь пострадавшим.
Научись спасать жизнь
Больше происшествий летом и на железной дороге. И тут в зону риска помимо детей попадают дачники и грибники, которые пользуются электричками. При этом нужно понимать, что почти все несчастные случаи на железной дороге заканчиваются либо смертью, либо инвалидностью пострадавшего. А приводит к ним элементарное незнание правил безопасности.
«В западной части страны очень распространено зацеперство - там молодёжь цепляется за вагоны, забирается на их крыши, а потом выкладывает ролики в Интернет, - рассказывает начальник сектора корпоративных проектов Красноярской железной дороги Карен Давоян. - Наши подростки их смотрят и думают, что могут это повторить. А это всегда очень опасно! Кроме того, если у них напряжение в контактной сети 3 тыс. вольт и удар током можно получить, прикоснувшись к проводам, то у нас - 27 тыс. вольт и достаточно всего лишь приблизиться к проводам, даже не задевая их, чтобы получить смертельную травму (электродуга образуется на расстоянии уже двух метров от человека до контактной сети). Так, в начале года на Красноярской железной дороге два подростка из любопытства забрались на крышу вагона и получили удар током. Один из них скончался».
По всей России сейчас начался всплеск электротравм. Только за последнюю неделю в сводках новостей несколько таких происшествий. В Крыму током ударило девочку - она пострадала из-за приспособления для воровства электричества. В Подмосковье 12-летний подросток получил серьёзные ожоги кистей, живота, а также перелом позвоночника после того, как схватился за провод в трансформаторной будке. В Омской области мужчина закинул в реку свою удочку, она зацепилась за электрические провода, и рыбака ударило током, в результате он скончался. К счастью, в Красноярском крае подобных происшествий уже год как нет. У нас ведётся большая профилактическая работа, на которую только в прошлом году было потрачено больше 300 млн рублей.
«В зоне риска находятся, например, водители кранов-манипуляторов, которые ведут работу вблизи действующих электроустановок, - объясняет начальник управления производственной безопасности и производственного контроля филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» Евгений Нор. - Они не понимают, что можно стрелой и не касаться проводов, достаточно к ним приблизиться на один метр - и ударит током. Также мы пытаемся предупредить рыбаков, что нельзя ловить рыбу вблизи наших объектов, а удочку нужно переносить горизонтально, и лучше в сложенном виде. Сейчас на китайских удочках пишут, что они сделаны из стеклопластика (он не проводит ток), но, как правило, это не так. Если ими задеть провода, то всё может закончиться смертью. И такие случаи в нашем регионе были несколько лет назад».