Коммунальный мост в Красноярске для большинства россиян всего лишь картинка на десятирублёвой купюре. Однако этот сооружённый в стилистике позднего сталинского ампира железобетонный красавец даже в мороз притягивает к себе тысячи горожан: погулять и полюбоваться на переправу – воздушную издалека и очень надёжную вблизи. Как он строился рассказывают корреспонденты «АиФ-Красноярск».
Объект наследия
Коммунальный мост – объект культурного наследия России, за свою уникальность он внесён в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира»: уж очень необычна даже по нынешним меркам технология монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание их сводов на плаву, а не с берега!
Решение о его строительстве было принято в предвоенном 1940 году, проект разработан Александром Дмитриевым – он был академиком архитектуры ещё Императорской академии художеств. К идее круглогодичной переправы вернулись в 1956 году – на правобережье тогда были построены огромные заводы оборонного значения, эвакуированные из западной части СССР во время войны.
На момент постройки он был самым длинным мостом в Азии, его суммарная длина – 2300 метров: это два перехода над основным руслом и протокой, а также соединяющая их дамба на острове Отдыха. И был построен в рекордные сроки – меньше пяти лет. Судоходный пролёт моста длиной 158 м был самым большим в те времена. Высота моста – 26 метров, ширина – 23,4 метра.
Разработчики и строители моста были награждены Ленинской премией за разработку и использование технологии сооружения и замыкания арок без подстраховочных опор – их отсутствие позволило существенно сократить сроки и стоимость строительства. Огромные полусводы моста загружали на баржи, подводили буксирами по реке и сразу ставили на место. Уже после завершения строительства движение по мосту не открывали месяц: проводили статические испытания – до 15 ноября 1961 г.
В новом цвете
К середине 1990-х годов состояние моста стало ухудшаться. Именно этим объясняли закрытие трамвайного движения в 1994 году и демонтаж рельсов. Тем более что однажды трамвай чуть не упал в Енисей – из-за дефекта пути сошёл с рельсов и пробил перила. После этого вместо обычного бордюра между тротуаром и проезжей частью уложили тяжёлые гранитные блоки. Ремонт дорожного полотна на мосту делали и переделывали несколько лет: сначала подряд, затем с длительными перерывами. В 2017 году мэрия вроде определилась: мосту нужен не косметический, а капитальный ремонт – за 200 млн рублей. Сумма быстро выросла почти вдвое, до 386 млн, ремонт поручили скандально известной фирме «Сибиряк». После ремонта общественники из Федерации автолюбителей России нашли массу недоделок, а мэрия в октябре 2018 года объяснила, что в последний момент было решено вместо капитального ремонта делать обычный, так как фактическое состояние моста намного хуже, чем предусмотрено в проекте, но ничего страшного в этом нет, к тому же «Сибиряк» всё равно выполнил работы некачественно, и контракт с ним был расторгнут.
Сейчас мост эксплуатируется без ограничений, машины едут по нему в 6 рядов, хотя до середины 2000-х двигались только в четыре полосы. Но поскольку в Красноярске принята обширная программа благоустройства городского пространства, на Коммунальном мосту появилась красивая подсветка, по сути настоящая иллюминация, стоимостью в 128 млн рублей. Она выполнена за счёт ГМК «Норильский никель». А красноярцы по-прежнему любят гулять по обновлённым и благоустроенным набережным, любуясь главным красавцем своего города.
И каждый на особинку
Так распорядилась история, что у каждого красноярского моста через енисей есть какая-то своя особенность.
Самый первый железнодорожный мост был обладателем золотой медали! Строить его начали, чтобы объединить переправой разорванную Транссибирскую магистраль. За четыре года возникла уникальная инженерная конструкция с феноменальным запасом прочности – 40%! Макет моста был презентован на парижской всемирной выставке и очаровал жюри своей воздушной ажурностью. Лучшие инженеры присвоили золотую медаль клёпаной конструкции из центра Сибири. Вторую такую одновременно дали Эйфелевой башне, на тот момент абсолютно бесполезной железяке. Первый красноярский мост называли чудом света.
Ставший вторым по счёту Коммунальный мост заменил понтонную конструкцию, которая к середине 20-го века замучила город. Если по ней ехала машина, проход для людей был закрыт. Пешеходы на понтонах поскальзывались и падали в реку. В 18.00 мост разводили, чтобы суда могли пройти через город.
Третьим мостом стал «Объект 777». Построенный на случай войны, он считался стратегическим и долгое время был секретным. Даже его название было взято из конструкторских документов.
Октябрьский мост стал самым широким.
Путинский мост связал глубокий обход вокруг города и оказался единственным, на открытие которого приехал глава государства.
Николаевский, похоже, станет самым долгожданным, дорогим и долгозапускаемым проектом.