Примерное время чтения: 8 минут
3353

Мы это проходили? Историк - о том, к чему приведет поднятие флага в школах

«АиФ на Енисее» №30 (2175) 27/07/2022
Сейчас мы вновь находимся в ситуации национального единства, и все последние опросы это подтверждают.
Сейчас мы вновь находимся в ситуации национального единства, и все последние опросы это подтверждают. / Романов Кирилл / АиФ

С 1 сентября учебная неделя во всех школах страны будет начинаться с исполнения государственного гимна и церемонии поднятия флага РФ. Кроме того, первым уроком в понедельник будет тематический классный час «Разговор о важном». В сорокаминутной беседе наставники будут продвигать в юные умы идеи патриотизма. Своим видением, насколько полезны последние ново­введения, делится историк, кандидат педагогических наук Александр Савин.

Мы это проходили

Алексей Мишин: Александр Петрович, как относитесь к предложенным нововведениям? Ведь это уже было в нашей истории.

Фото: АиФ/ Алексей Мишин

Александр Савин: Как историк я могу их только приветствовать! Патрио­тическое воспитание – дело обязательное и должно поддерживаться на всех трёх уровнях: государства, региона и муниципалитета. Только бы вечное стремление руководства к упорядочиванию не привело нас в результате к формализму. К сожалению, чаще всего побеж­дает именно такая тенденция. Место воспитания занимает написание планов и отчётов к ним. Они становятся важнее идеи! И начинается выдумывание мероприятий ради галочки. Мы ведь это уже проходили.

В шестидесятые годы мы все носили пионерские галстуки. Рядом с нами жили ветераны войны, которые рассказывали о патриотизме от первого лица. Мы смотрели прекрасные фильмы. Участвовали в смотрах песни и строя. Но как только выходили за территорию школы, куда мы прятали пионерский галстук? В карман. Потому что только так могли протестовать против заорганизованности. Надсадный патриотизм не даёт негативных результатов, но и положительных тоже. Он попросту бесполезен. Вспомните «Бессмертный полк». Ведь просто прекрасная инициатива! Искать в нём какие-то отрицательные моменты глупо. Чья это была инициатива?

– Вообще-то «Бессмертный полк» придумали томские журналисты, и в первых парадах они выступали главными организаторами. А потом идею подхватило государство.

– Молодцы томичи. Это пример того, как народная инициатива стала государственной политикой. Думаю, это правильное решение. Удалось создать прямой контакт между миллионами семей и государством, минуя чиновничью прослойку. Хотя сейчас и поговаривают, что на участие в этом шествии уже формируются разнарядки, кто и сколько человек должны участвовать в параде.

Главное, что это и есть воспитание патриотизма. Семья ищет фотографии своего предка-фронтовика, она же решает, кто понесёт этот транспарант. И испытывает общую гордость за предка. Вот он – патриотизм в чистом виде. Без семьи он невозможен. Сейчас многие родители ссылаются на собственную занятость, тяжёлое зарабатывание денег. Мы с семьёй жили в коммуналке. Отец и мать работали на заводе. У отца было семь классов образования, у матери – три с половиной. Но они всегда находили время для нас, детей. Всегда знали, что мы читаем, как учимся, чем увлекаемся.

Не лучший образец

– Некоторые россияне уже высказали своё недовольство предложенными инициативами, ссылаясь на то, что таким образом просто переносим опыт США на свою почву.

– Это специфическая черта российского менталитета. США давно провозгласили нас своим врагом номер один, наше отношение к ним не лучше. Но что бы только ни выдумали в России, первым делом мы смотрим: а как там у американцев? Я не говорю, что это плохо. Справедливости ради, Пётр I во время Северной войны не стеснялся поднимать тосты на пирах за шведов, которых называл при этом учителями. Так что хорошему не грех учиться и у противника.

Давайте посмотрим, что мы можем почерпнуть у заокеанской демократии. Господин Мединский, предлагая ввести церемонию поднятия флага, подчеркнул, что Штатам понадобилось 150 лет, чтобы превратить этот процесс в священный для любого гражданина. А что происходит в России? Да у нас до 2008 года действовала властная монополия на государственные символы. Использование герба и флага простыми гражданами было запрещено законом. Это позволялось только федеральным, региональным и муниципальным властям. Только 15 лет назад гражданам разрешили вывешивать флаги самостоятельно и (в законе это подчёркнуто) исключительно «уважительно относиться к ним».

Сравните: 150 и 15 лет. Понятно, что у нас эта культура обращения с государственными символами только зарождается. Гербом вообще разрешили пользоваться меньше 5 лет назад. Посмотрите на одно­этажную Америку, флагштоками оборудовано 99% лужаек перед домом. И в поднятии флага принимает участие вся семья, и гимн поют все. Потому что, повторюсь, патриотизм – это семья, а семья – это традиция. Ну не было у нас в коммунальной квартире традиции поднимать флаг, да и места не было.

– То есть Штаты в этом вопросе могут выступать для нас учителем?

– Вообще-то учиться патрио­тизму у американцев смешно. Всего два года назад по этой стране прокатилась настоящая волна нигилизма по отношению к своей памяти, к своей истории. Сносили памятники героям Гражданской войны. Причём южане сами уничтожали скульптурные изображения генералов, перед которыми ранее преклонялись. Не думаю, что США могут служить образцом патриотизма.

Без формализма и обязаловки

– Так вы за введение церемонии или против?

– Если она придёт в школу, я не против. Но давайте без формализма и обязаловки. Представьте себе якутскую школу в январе. Постройте 600 учеников в минус сорок на улице в темноте. Вряд ли это будет комфортно. В спортзал они тоже вряд ли войдут все одновременно. Устраивать несколько церемоний подряд, чтобы в них участвовало по несколько классов, ещё хуже. Для её проведения необходимо время, значит, детям надо раньше прийти в школу. Не поднимать же флаг после уроков! Но многие дети и так ходят на дополнительные занятия к нулевому уроку. В общем, пока вопросов больше, чем ответов.

Надеюсь, у федерального центра хватит ума не создавать единый шаблон, а предложить регионам разработать собственные варианты. Лишь бы всё это не обернулось очередным патриотическим соревнованием – кто больше флагов поднял в учебном году. Я утрирую ситуацию, но сколько раз мы были свидетелями подобного?

– Поможет ли еженедельное исполнение гимна формированию патриотических чувств у детей?

– Сразу договоримся: благодаря нашим учителям музыки, и опросы подтверждают моё мнение, дети гимн знают. Но здесь важна обстановка. Не дай бог появится ситуация принуж­дения. Ребёнок ведь мыслит не какими-то логическими сентенциями. Чаще всего он думает эмоционально. Причём это оперативная эмоциональность. И если его впечатлением станет раздражение, он тут же выберет объект, на который его и направит. Одноклассник, учитель, а если это будет флаг? Вот это будет уже опасно.

Ещё раз скажу. В целом предложение выглядит очень красиво. Вспомните ряды юнармейцев, марширующих по Красной площади. Красота! Ведь до слезы прошибает. А вы попробуйте распространить этот опыт на всю территорию страны, на каждую отдельно взятую школу.

В ситуации единства

– Александр Петрович, а нет у вас впечатления, что все эти поиски новых векторов и прочие идеологические метания происходят потому, что наша страна так и не сформулировала свои новые идеалы? От коммунизма мы отказались, американская мечта у нас не прижилась. Вот и выискиваем какие-то кусочки… Они, может, и правильные, но в единую картинку не складываются…

– Самое главное, что сегодня патриотизм – это всеобщее желание. Я напомню, что любая власть всегда нуждается в поддержке. Римские императоры нуждались в поддержке патрициев. Потом легионов, затем люмпенов. Начиная с XX века одного слоя населения стало мало. Нужна поддержка масс! А для этого необходимо нацио­нальное единство.

1914 год – всеобщий подъём, Отечественная война. Подорвали ситуацию ура-патриоты, которые объявили себя единственно верными и начали учить народ любить Родину подальше от фронта. В конце XX века мы всей страной действительно попробовали американскую мечту. Не вышло. Сейчас мы вновь находимся в ситуации национального единства, и все последние опросы это подтверждают. Значит, есть шанс на построение той самой – единой идеологической картины.

Досье
Александр САВИН. Родился в 1958 году в Красноярске. Окончил Красноярский педагогический институт. Кандидат педагогических наук, доцент.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах