Сотни тысяч выпускников по всей стране с содроганием ждут ЕГЭ, который определит их дальнейшую судьбу. Согласно официальным данным, с каждым годом ребята сдают экзамен лучше, но общий уровень образования упал. Как показывает практика, успех на госэкзамене - заслуга не преподавателей, а репетиторов. Как на самом деле учителя готовят старшеклассников к ЕГЭ и почему родители должны тратить деньги на дополнительные занятия? В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск».
Кто валяет дурака?
Старшеклассники сдают ЕГЭ уже10 лет. Казалось бы, учителям за это время можно было приспособиться к системе и выработать качественную программу обучения. Несколько лет назад эксперты говорили, что для поднятия уровня образования детям нужно постоянно участвовать в олимпиадах, находить для себя новые мотивации, посещать дополнительные занятия после уроков.
В то же время сама министр образования Ольга Васильева заявляла, что школьники не должны готовиться к единому госэкзамену во внеурочное время. По её словам, это время должно посвящаться воспитанию детей, формированию как человека, а не «натаскиванию на ЕГЭ». Где же истина? Учителя говорят: основная проблема недостатка знаний в том, что школьники пропускают много занятий или просто невнимательно слушают преподавателя, а потом не могут наверстать упущенное.
«Школьники, как правило, валяют дурака все 11 лет обучения, до последней четверти, родители заняты своими проблемами, а потом все вместе хватаются за голову. Только тогда они внезапно задумываются о своём будущем. ЕГЭ часто их мобилизует. Только эта мобилизация ограничивается тем, что человек идёт за родительские деньги к репетитору», - говорит студент 5-го курса педагогического колледжа Самвел Казарян.
Плата за знания
Родители своей вины не признают. По их мнению, корень зла - неквалифицированные педагоги и отсутствие единой системы подготовки к ЕГЭ. Старшая сестра 11-классника, красноярка Татьяна Карелина рассказывает, что их родители вынуждены каждый месяц отдавать репетиторам не менее 3 тыс. рублей. А ведь помимо этого немалая сумма тратится на канцелярию, пробные тесты, учебники.
«Учитель русского языка и литературы уволилась, на её место взяли другую. Естественно, она начала преподавать по своей методике, а брат не успел освоить то, что проходили на прошлых уроках. Теперь родители тратят последние средства на репетитора, так как не видят другого выхода. Я согласна с тем, что школьники сами пропускают занятия. Но многие из них болеют, бывает, и по две-три недели, и потом не могут наверстать упущенное. В этом тоже их вина?»
Отец старшеклассника, шарыповец Андрей Петров уверен: учитель может подготовить ребёнка, и он сдаст ЕГЭ. Но только на среднем уровне. Чтобы бесплатно поступить в вуз, придётся потратить немало времени и средств.
«Не хочется обижать учителей, особенно тех, кто работает в деревнях и сёлах. Но их уровень преподавания, к примеру, информатики или физики, кардинально отличается от краевого. А если сравнить с вузами… Наши учителя натаскивают ребёнка исключительно на формат единого экзамена. Это не даёт реальных знаний. Поэтому репетитор, желательно преподаватель института, даст больше. Он не просто подготовит к ЕГЭ, но и даст основу для обучения на первых курсах».
«Угадать» не получится
На преподавателей жалоб много, но есть и позитивные истории. К примеру, учитель химии 144-й красноярской школы Елена Молчанова за последние 10 лет подготовила 43 стобалльника по химии. В её классе у всех ребят стабильно высокие результаты по предмету.
«В нашей школе четыре медицинских класса, в которых учатся дети со всего города. В отличие от других школ, к ЕГЭ мы начинаем готовиться только в конце марта, - рассказывает Елена Робертовна. - Наши ученики участвуют в олимпиадах, которые дают льготы детям для поступления в вузы. В прошлом году мы взяли 153 диплома. Некоторым они дали возможность внеконкурсного поступления в любой институт страны, либо им автоматически зачислили 100 баллов. У ребят к ЕГЭ появляется огромный запас материала, что позволяет решать самую сложную часть С. Однако в этом есть и минус, так как ребята знают больше положенного. К примеру, иногда они могут написать те уравнения реакции, которые в школе ещё не проходят».
По данным краевого министерства образования, ежегодно выпускники края улучшают свои результаты по русскому языку и литературе. Вообще, в регионе лучше идут гуманитарные предметы. В крае создали специализированные классы математического, физико-математического, инженерно-технологического и естественно-научного направлений. 112 спецклассов есть в школах Красноярска, Ачинска, Лесосибирска, Норильска, Сосновоборска, Назарово, Минусинска. В них обучаются более 2 тыс. учеников.
К слову, за 10 лет ЕГЭ кардинально изменился. Исключены задания с выбором. То есть сегодня выпускник не сможет угадать ответ, случайно поставив галочку в правильном месте. На все вопросы необходим письменный ответ, в некоторых заданиях - развёрнутый. Поэтому, по мнению экспертов, сравнивать уровень подготовки школьников десятилетие назад и сейчас неправильно.
«Специальной подготовки для учителей, связанной с ЕГЭ, не предусмотрено, - говорит начальник отдела информации министерства образования Красноярского края Надежда Квитковская. - Но педагоги в обязательном порядке проходят курсы повышения квалификации. Для того чтобы ученик хорошо сдал экзамен, учителю достаточно его подготовить по своему профилю. ЕГЭ соответствует курсу школьной программы, и в контрольных измерительных материалах нет вопросов, выходящих за её рамки. Есть задания повышенной сложности. Они нужны, чтобы получить высокий балл, который позволит поступить в желаемый вуз. Каждый учитель в индивидуальном порядке решает, как подготовить выпускников к итоговой аттестации. Кто-то делает это в рамках подготовки учеников к всероссийской олимпиаде школьников, кто-то проводит дополнительные занятия по просьбе самих школьников».
Позиция Сперанской
Алевтина Сперанская, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ:
«Вопрос, почему многие учителя не могут обеспечить качественную подготовку к ЕГЭ, надо адресовать министерству образования, которое завалило учителей бюрократической работой. Я знаю, что преподаватели стремятся хорошо подготовить своих учеников, дополнительно с ними занимаются. Но их возможности не бесконечны: им приходится и учебную программу на уроках осваивать, и к ЕГЭ натаскивать. Да, именно натаскивать, потому что как-то так странно получается, что экзамен не стал естественным завершением учебного процесса, а превратился в барьер, к преодолению которого надо отдельно готовиться. И корень зла здесь - исполнение процедуры ЕГЭ.
Но давно пришла пора критиковать не только школьное, но и вузовское образование. Уровень знаний снизился. Говорят, это мировая тенденция. Да, сейчас в вузе приходится изучать школьные азы. Чтобы этого не происходило, пора прекратить эксперименты с российским образованием и хотя бы на 10 лет оставить его в покое. Для нормальной работы нужно состояние стабильности, а не постоянная смена задач, форм и содержания образования. Отсутствие суеты - вот чего нам очень не хватает».