Примерное время чтения: 8 минут
3234

Не приговор. Сибиряк снял кино о людях, попавших в психдиспансер по ошибке

«АиФ на Енисее» №22 (1907) 31/05/2017
В 34 года Юля вышла из интерната.
В 34 года Юля вышла из интерната. / Александр Кузнецов / Из личного архива

К теме «жёлтого дома» не раз подходили классики. Стоит вспомнить только чеховскую «Палату № 6» или «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Недавно в Красноярске состоялся открытый показ документального фильма, который рассказывает о воспитанницах психоневрологического интерната, получивших дееспособность. Насколько это было сложно сделать и как удалось проникнуть в систему, чтобы снять жизнь в закрытом заведении, экспертизу и суд, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнал у режиссёра фильма Александра КУЗНЕЦОВА.

Просто не повезло

Татьяна Руденко, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Александр Владимирович, ваш фильм называется «Краткая инструкция по освобождению». О чём картина и для кого инструкция?

Александр Кузнецов: Это фильм о двух девочках, которые живут в психоневрологическом интернате. Попали они туда по врачебной и педагогической ошибке, не повезло с родителями. Уже будучи взрослыми, девушки, пользуясь нашими российскими законами, с помощью педагогов, работников министерства соцзащиты проходят весь путь по выходу из интерната. Это судмедэкспертиза, переосвидетельствование, суд, который в конечном итоге признаёт их дееспособными. Первая экспертиза стала для одной из девочек, Юли, неудачной, на новую силы появились только через четыре года. Она с рождения в системе: дом малютки, детский дом, ПНИ. Выйти удалось только в 34 года. Вторая героиня фильма, Катя, получила диагноз, будучи подростком, причём заочно. Она очень самостоятельная, свободолюбивая. После выхода из ПНИ сменила уже четыре места работы.

Когда человек в 18 лет выходит из детского дома, ему по закону надо дать жильё. А если есть диагноз, установлена недееспособность, то его место пожизненно в интернате. Это большая тема, и я не могу её всю раскрыть. Поставил себе задачу сделать своего рода инструкцию, которую могли бы использовать и министерство соцзащиты, и сами ребята могли бы видеть, что есть в жизни шанс. И чтобы самому не было стыдно.

- Страшно было в «сумасшедшем доме»?

- В первый раз поехал в Тинской интернат в 2007 году, ничего о нём не зная. Когда увидел их дискотеку, стало жутко. Но в фильме такого рода «натурализма» почти нет. Я делал кино не про сумасшедших, а про двух нормальных девочек. Они живут отдельно от тяжёлых. Мне хотелось снять фильм, который показал бы ситуацию правдиво и при этом не был бы чернушным. 

В интернате тогда было около 600 проживающих, около 300 человек - обслуживающий персонал. По оценке специалистов, в ПНИ до 20% людей попадают только из-за педагогической запущенности, тяжёлых условий жизни. Им запрещено жениться, заводить детей. И они проводят там всю жизнь, пока не умрут. На кладбище этих людей раньше хоронили без имени, с номером на могиле.

Кто пройдёт экспертизу?

- В момент тестирования, когда слышишь вопросы врача, начинаешь искать свой ответ, и, если находишь его не сразу, по позвоночнику проходит холодок. Чувствуешь, насколько зыбкая грань между «нормальными» и «ненормальными», как она близко ко всем нам.

- Это очень важная сцена. Между нами и ими разница небольшая, просто нам повезло, а им нет. Помести нас туда с детства - как бы мы считали, сумели бы быстро сложить в уме 99 и 99? Эта сцена в фильме ещё и для того, чтобы следующие ребята, кто туда пойдёт, видели, как это происходит, и не боялись. Им всем страшна экспертиза - образование и кругозор не слишком хороши, по понятным причинам. Нужно, чтобы об этом задумались.

всё получилось!
Всё получилось! Фото: Из личного архива

- Как получилось зайти в закрытые заведения? В суд, на экспертизу, в ПНИ? Чиновники, врачи не любят, чтоб их снимали.

- В законодательстве нет запрета на съёмки. Суд снимать можно, если он даёт согласие. На съёмки «тестирования» было разрешение, ходатайство министерства. Просили только не показывать лица врачей, членов комиссии. Но это и не нужно было. Мне важны лица моих героев.

Фактически фильм делали вместе с министерством соцзащиты. Они мне очень сильно поверили - кино впервые увидели вместе со всеми на открытом показе. На самом деле в этой структуре есть большие изменения. В Красноярске перепрофилирован интернат специально для таких ребят. С ними работают, готовят к медэкспертизе. Всего в Красноярском крае из интернатов вышли уже несколько десятков человек.

Всё зависит от людей - директора, персонала. В Тинском интернате директором был Сергей Ефремов. Там даже ворота не запирались (обычно закрыто). По закону воспитаннику нельзя иметь розетку в комнате, а он им разрешал деньги получать на карточку, в магазин ходить. В комнатах были электрические чайники, телевизоры. Он их считал людьми. Ефремов возил в интернат журналистов, по его приглашению туда попал и я, сначала как фотограф. После этого появился первый фильм про интернат «Территория любви» - об артистах ансамбля «Иные» с психическими отклонениями. На «ПАЗике» студёной зимой они ездят и дают концерты - в детском доме, женской колонии, военной части. Потом возвращаются. В конце звучит вопрос: «Как нам дальше жить?» «Если вы будете стараться, получите профессию, пройдёте медэкспертизу, у вас есть шанс отсюда выйти», - отвечает директор. И они уезжают в ночь. Второй фильм, «Инструкция» - это логическое продолжение первого.

- А третий фильм будет - о свободной жизни?

- Очень интересно, какая у девочек теперь сложится судьба. Но, чтобы снять фильм, нужно, во-первых, своё время на это потратить. А во-вторых, это всё равно вмешательство в частную жизнь. С «Инструкцией» я себя оправдал тем, что девочки вышли из интерната. Надеюсь, что в этой жизни у них радости больше, чем в предыдущей. А трудности есть - каждый день.

Выйти на свободу

- Фильм завоевал уже множество призов, большинство из них международные. Может ли «Инструкцию по освобождению» увидеть российский зритель?

- В России практически нет проката документальных фильмов. Поэтому его можно увидеть только в киноклубах и на фестивалях, например, будет показ на фестивале Тарковского в Ивановской области, осенью - на сахалинском «На краю земли». Продюсер «Инструкции» - француженка, во Франции фильм идёт в прокате.

Фильм можно было бы сделать и по-другому, лучше. Но у него есть одно достоинство - это правда. Главная моя задача - сделать кино не о конкретных событиях. Это был бы маленький местечковый рассказ о событиях на станции Тинская и в Красноярске. Хотелось сделать фильм об общих человеческих ценностях, независимо от времени и пространства. Тогда он будет интересен всему миру. Главная идея - несвобода находится внутри самого человека. Выход на свободу - это то, что происходит (или не происходит) с каждым из нас.

- Вы серьёзно занимались альпинизмом, участвовали в восхождениях на Эверест. Кино - это новая вершина?

- Кино круче, чем горы! В горах выше Эвереста ничего нет, а кино позволяет покорять вершины мысли, духа. И это бесконечный процесс. 

Кстати, премьера фильма «Краткая инструкция по освобождению» состоялась в Париже 19 октября 2016 года. Французское название - Manuel de liberation.

Призы:

  • Гран-при, Международный фестиваль документального кино «Артдокфест», Москва (Россия), 2016;
  • Мировая премьера фильма - Международный фестиваль документального кино в Ньоне, Швейцария, апрель 2016;
  • Приз «За наиболее инновационный фильм» в конкурсе полнометражных фильмов;
  • Интеррелигиозный приз (международный конкурс, который выявляет вопросы смысла и направления жизни);
  • «Лучший европейский документальный фильм». «Краткая инструкция по освобождению» включена в лонг-лист в 2016 году;
  • Главный приз международного жюри Международного фестиваля в Вене (Австрия), 2016;
  • Большой приз жюри. Международный кинофестиваль Нанси- Лотарингия, Франция, 2016;
  • Премия Джона Маршалла за современные этнографические медиа, Камден международный, США, 2016;
  • Специальное упоминание. Международный фестиваль документального кино в Буэнос-Айресе (Аргентина), 2016.

Досье
Александр Кузнецов родился в 1957 году в Красноярском крае. Окончил КГТУ. Известный фотожурналист, его работы находятся в коллекциях Русского музея, Гарвардского университета, музея Нансена. Кинодокументалист. Альпинист.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах