Красноярка Любовь Языкова семь лет назад приняла для себя нелёгкое, но, как она считает, правильное решение – перевела дочь на семейное обучение. Сейчас дома учатся обе её дочери и сын, младший только готовится осваивать школьную программу. О том, что её подвигло забрать детей из школы, с какими трудностями они столкнулись и что дало это всей семье, она рассказала krsk.aif.ru.
Шаг в неизвестность
Первая мысль об этом возникла в 2013 году, когда на законодательном уровне появилась альтернатива школьному образованию. Тогда София училась во втором классе. Была отличницей, на уроки ходила с удовольствием, после посещала музыкальную школу и различные кружки по интересам. Виделись родители с дочерью от силы два часа вечером, и те уходили на выполнение домашнего задания.
– Мы задумались, что дети с нами не навсегда, рано или поздно они уйдут. Но что успеем дать им мы, если в 2–3 года отдаём их в детский сад, потом в школу и на дополнительные занятия? Кто их воспитывает, кто для них становится примером? Сможем ли мы найти общий язык, когда начнётся переходный возраст? Тогда нам казалось, что забирать из школы ребёнка противозаконно, тем более не было ни программ, ни онлайн-школ, ни практики семейного образования. Но несколько наших знакомых решились. И мы тоже сделали шаг в неизвестность. Кто-то нас осуждал, кто-то жалел, считая, что мы двигаемся в неправильном направлении, но были и те, кто тоже интересовался.
В итоге в четвёртый класс София не пошла. Классный руководитель расстроилась, поскольку не хотелось отпускать отличницу. Пришлось перестраивать и весь быт. Решение принимали вместе с мужем Денисом. Сегодня для этой большой семьи он директор школы – решал финансовые вопросы и некоторые организационные, когда Любовь (как она себя окрестила, завуч по воспитательной и учебной части) не могла с чем-то справиться. Это было редко. Женщина на тот момент была в декретном отпуске с сыном Давидом, поэтому времени, чтобы заниматься уроками с дочерью, не было. С 4-го по 6-й класс они далеко не отходили от школьной программы, брали учебники и штудировали их вместе. Раз в год проходили аттестацию. С 7-го класса программы подбирали свободно, но учебники могли использовать другие или вообще искали видеоуроки, материалы в Интернете.
- Первые годы я объясняла дочери тему, следила, чтобы она всё выполняла, но постепенно она стала самостоятельной и просила моей помощи, только когда было совсем сложно. К репетиторам обращались крайне редко и разово, когда не могли освоить тему.
Меня часто спрашивают: неужели снова пришлось учиться в школе? Да, но не учиться, а вспоминать то, что было уже когда-то пройдено. И если уж ребёнок может это выучить, то взрослый и подавно. Вопреки всем представлениям, ни я, ни муж не педагоги. Я переводчик, хорошо знаю биологию, все остальные предметы проходила вместе с детьми. Это и мне тренировка, и детям пример. С какими-то предметами помогал папа. Но нашей задачей было научить детей самообразованию и сделать так, чтобы им это было интересно.
Индивидуальный маршрут
Любовь заметила, что на изучение одной темы дочери нужно не так много времени, как это требуется в школе, – около двух часов, а программу одного года она без усилий могла освоить за полгода. После 8-го класса женщина практически не контролировала дочь: она сама знала, что и когда нужно делать.
– Считаю, что самый лучший образовательный маршрут может построить только человек, вовлечённый в жизнь ребёнка. У учителя много организационных вопросов; чтобы начать урок, необходимо наладить дисциплину, найти подход к детям – на это уходит больше половины учебного времени. Своего же ребёнка я знаю с рождения, просто нахожу удобный момент для уроков, чувствую, какая тема зайдёт сейчас, а какую лучше отложить на потом. Поэтому лучший учитель – это родитель. Мы же как-то научили малыша говорить, ходить, давали элементарные знания. Почему потом это передаём в руки других людей?
Сегодня София осваивает программу выпускного класса. За все 7 лет учёбы дома на итоговой аттестации она ни разу не получала оценку ниже пятёрки. Таким же путём пошёл и третьеклассник Давид, который в школу не ходил ни дня и не жалеет об этом, хотя несколько раз просился, но потом быстро передумывал.
Когда Любовь замечала интерес детей к тому или иному предмету, постепенно начинали изучать его углублённо. Так проходит профориентация. София, например, в отличие от родителей, очень любит математику, у неё аналитический склад ума, и она будет приобретать профессию, связанную с точными науками. Помимо традиционных предметов родители стали осваивать дополнительные – эмоциональный интеллект и финансовую грамотность.
– Я не знаю, пригодятся ли моим детям в жизни тригонометрия и логарифмы, но умение правильно распорядиться деньгами и управлять своими эмоциями – обязательно.
Отогреть в семье
Четыре года назад, когда в семье уже был третий ребёнок – сын Елисей, они удочерили 14-летнюю Ольгу.
– Мы с мужем думали о том, чтобы стать приёмными родителями, но планировали взять малыша. Так получилось, что к нам попала Ольга. Было несколько подтверждающих знаков, что это именно наш ребёнок, и никакого другого мы не хотели. Последним фактором стало то, что в тот день, когда мы оформили документы на девочку, нам сообщили, что умерла её кровная мама.
Путь Ольги к сближению с новыми родителями был сложным. Уже вовсю шла ломка характера, к тому же за время жизни в детском доме (с 3 лет) её трижды предавали – брали в семью и возвращали. Но Языковы, обсудив всё на семейном совете, решили: как бы трудно им ни было, не отдавать ребёнка обратно.
– Семейное обучение играло в нашу пользу. У детдомовских детей гиперсоциализация – из образовательного учреждения они возвращаются в социальное. Забрав её из школы, мы сделали ей большой подарок. Она больше времени проводила с семьёй. Сейчас она сильно отличается от детдомовских детей. С Софией они подружки, младших братьев любит и заботится о них.
Ольга тоже выпускница, хорошо проходит аттестацию, но сделать из неё отличницу не входит в задачи родителей. Для них главное – научить её справляться с эмоциями. Она очень любит животных, ей легко даются биология и химия. Сегодня девочка готовится поступать на ветеринара. Софию Любовь готова отпустить учиться в другой город, она самостоятельная. Для Ольги же 4 года жизни в семье – ещё малый срок. Поэтому профессию приобретать будет, скорее всего, в Красноярске.
Любовь как прививка
Между тем Любовь не пропагандирует семейное обучение. Она считает, что каждый выбирает свой путь. И тем, кто думает об этом, стоит всё тщательно взвесить. Главное – одному из родителей необходимо иметь гибкий график работы, работать фрилансером на дому или быть домохозяйкой (домохозяином). Ему же нужно быть очень дисциплинированным, чтобы сформировать график учёбы и работы дома.
– Конечно, родитель должен быть эмоционально стабилен. Как сказал Лев Толстой: «Не воспитывай детей, воспитывай себя». Если сам родитель не может спланировать своё время, что он может передать детям? Жить в спешке, санкциях и криках? Лучше пусть учится в школе. Но если семья крепкая, есть ценности, традиции и желание быть с детьми, есть силы и финансовые возможности, тогда – да.
Домашнее обучение – это не просто время, когда мы учимся, а время, которое мы проводим вместе. Ребёнок видит, как мы реагируем на те или иные задачи, как решаем проблемы, как общаются родители друг с другом. Мы ушли из школы не потому, что детям там было плохо, а потому что им дома хорошо. Мы просто хотим помочь им устроиться в жизни. Это не значит найти хорошую школу и купить самые лучшие вещи, это значит дать им ощущение безопасности и уверенности.
Мы максимально ограждаем детей от эмоциональных травм. Ведь самые тяжёлые душевные раны человек получает в детстве и, став взрослым, постоянно к ним возвращается. Если наши дети будут делать ошибки, когда станут взрослыми, это будет их путь. Но я уверена, что они смогут выдержать все испытания.