Главный маршал авиации Александр Новиков говорил, что таран – это наивысшее проявление морального фактора, который не мог учесть противник. За годы Великой Отечественной войны подобные случаи беспримерного героизма и самопожертвования наших пилотов приобрели чуть ли не массовый характер, а лётчиков, шедших на таран наземных целей, стали называть гастелловцами – по имени прославленного пилота, Героя Советского Союза, капитана Николая Гастелло.
С командиром до конца!
Он был пилотом бомбардировочной авиации и командовал эскадрильей бомбардировщиков. Успел поучаствовать в конфликте с японцами на Халхин-Голе и в советско-финской войне.
Свой бессмертный подвиг москвич Николай Гастелло совершил буквально на четвёртый день начала Великой Отечественной войны. Его самолёт ДБ-3Ф (дальний бомбардировщик) во время атаки на колонну вражеской техники в районе Радошковичи – Молодечно в Белоруссии подбили немецкие зенитчики. Был повреждён топливный бак, самолёт загорелся. Командир экипажа Гастелло принял решение обрушить пылающую машину на вражескую механизированную колонну. Экипаж бомбардировщика в составе лейтенантов Григория Скоробогатого, Анатолия Бурденюка и младшего сержанта Алексея Калинина не захотел в эти трагические минуты оставлять своего командира и спастись. Они геройски погибли все вместе, нанеся при этом серьёзный урон врагу. Подчинённые капитана Гастелло посмертно были награждены орденом Отечественной войны I степени (правда, только в 1958 году, после досконального выяснения обстоятельств того боя), а их командир удостоился звания Героя Советского Союза уже 26 июля 1941 года, всего через месяц после совершения подвига.
Посчитали погибшим
Бесстрастная статистика свидетельствует: за весь период Великой Отечественной войны более 450 советских пилотов совершили 237 огненных таранов (разница в цифрах из-за того, что в некоторых самолётах экипажи составляли два-три человека), то есть направили свои горящие машины на скопления вражеской техники. Такие беспримерные подвиги совершались при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии и Польше и уже после победы над фашистской Германией, в войне против милитаристской Японии.
И что самое удивительное, пусть нечасто, но всё же некоторые пожертвовавшие собой советские лётчики после огненных таранов остались живы! В их числе оказался и уроженец карельского села Сорока, лейтенант Сергей Колыбин, командир авиационного звена 74-го штурмового авиационного полка.

К августу 1941 года на его счету было восемнадцать боевых вылетов, он сбил два вражеских самолёта. 24 августа Сергей, получив приказ об уничтожении моста через Днепр в районе села Окуниново (Черниговская область), зашёл на цель. Фашистам удалось подбить «Ил» лейтенанта Колыбина. Успев сбросить бомбы на мост, он направил свой горящий самолёт на колонну немецкой техники. А его товарищи, вернувшись на аэродром, доложили командованию, что мост уничтожен, но командир звена лейтенант Колыбин при этом погиб, так как протаранил вражескую колонну. Из личного состава части он был исключён как павший смертью храбрых.
Однако Колыбин на самом деле выжил. После столкновения самолёта с намеченной на земле целью его взрывом выбросило из кабины. Израненный лётчик был пленён, его переводили из лагеря в лагерь. Много чего пришлось пережить Сергею Колыбину, но он держался мужественно и даже успел поучаствовать в деятельности лагерной подпольной организации. Освобождение пришло в апреле 1945 года. После полутора лет лечения в госпиталях Сергей вернулся к мирной жизни, был строителем. Награда за совершённый подвиг нашла его лишь в 1965 году: Колыбина наградили орденом Ленина.
Выбросило из кабины
Орденом Ленина был награждён и пилот штурмовой авиации Александр Гарбуз. 3 августа 1942 года звено Ил-2 под командованием лейтенанта Зинченко вылетело для выполнения боевой задачи на Киришском направлении. В ходе атаки на врага в бензобак самолёта Александра Гарбуза угодил зенитный снаряд, пламя охватило кабину.

Понимая, что это, скорее всего, его последний бой, Александр направил самолёт на вражескую колонну, ведя при этом непрерывный огонь из пушек и пулемётов. Его товарищи видели, как «Ильюшин» Гарбуза врезался в скопление вражеской техники и взорвался. О чём с горечью и было доложено командованию вернувшимися с задания лётчиками.
Невероятно, но Александр Гарбуз выжил! Искалеченный, обожжённый, он с трудом выбрался из-под обломков самолёта, превозмогая чудовищную боль, сумел дойти до темнеющего невдалеке леса и укрыться там. А позже герой добрался и до своих. Лечился в госпитале. Ожоги были очень серьёзные, не давали ему ни спать на спине, ни даже нормально сидеть. Тем не менее Александр, не долечившись, сбежал и вернулся в свой авиационный полк. И снова был в небе, снова истреблял врагов. Заслуженная награда нашла своего героя в ноябре 1942 года. Но увы, уже 12 января 1943 года Александр Гарбуз погиб при выполнении очередного боевого задания.
Родом из Усть-Яруля
В плеяде героических лётчиков были, конечно же, и сибиряки. И первым среди них называют имя Николая Тотмина (родился 19 декабря 1919 года в с. Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края). Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года, летал на И-16.
4 июля 1941 года группа немецких самолётов совершила налёт на советский аэродром в селе Рожкополье Псковской области. Старшина Тотмин с сослуживцами в составе дежурного звена истребителей вступил в бой с противником, превосходящим их количественно. В ходе этой воздушной схватки Николай Яковлевич, расстрелявший все боеприпасы, пошёл на лобовой таран атаковавшего его мессершмитта.

Немецкий лётчик погиб в разрушившемся самолёте. Истребитель Тотмина при этом тоже потерял одно крыло, но сам он успел выпрыгнуть из падающей машины с парашютом буквально в нескольких десятках метров от земли. И за этот подвиг, всего через месяц после начала войны, красноярец Николай Тотмин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Он и дальше воевал на редкость отважно. Только за один год сибиряк совершил 93 боевых вылета, принял участие в 29 воздушных боях и сбил семь вражеских самолётов. Но до конца войны не дожил: старший лейтенант Тотмин погиб 23 октября 1942 года в воздушном бою в небе Ленинградской области. Его самолёт упал в болото. И лишь в 1990 году поисковики смогли обнаружить и поднять части самолёта и останки Тотмина в районе посёлка Гладкое. Герой был захоронен на родине, в посёлке Усть-Яруль.
Красноярцы чтят память Николая Тотмина, одна из улиц краевого центра носит его имя. Да, он не гастелловец, но его подвиг не менее отважен и значим и также вдохновлял советских лётчиков в критические моменты на решительные, самоотверженные действия.
***
Спустя 81 год подвиг Николая Гастелло был повторён уже в наше время российскими лётчиками, летавшими на бомбардировщике Су-24М, Александром Антоновым и Владимиром Никишиным.
Они направили свой подбитый горящий самолёт на бронетанковую колонну украинцев под Артёмовском 2 декабря 2022 года. Пилоты погибли и стали Героями Российской Федерации, навечно вписав свои имена в небесный полк гастелловцев, тем самым подтвердив нерушимую связь героических поколений нашей независимой и свободолюбивой страны, всегда готовых встать на защиту своей Родины и, если будет в том необходимость – отдать за неё жизнь.