За новогодние праздники на дорогах Красноярского края случилось около двух десятков ДТП. В половине из них водитель выехал на встречную полосу. Погибли 13 человек. В прошлом году зарегистрировано 193 ДТП, в которых участники выехали на полосу встречного движения. В результате 77 погибших. Но ежедневные горькие сводки не пугают лихих водителей. И практически каждый день сопровождается очередной печальной новостью.
10 января в России вступил в силу закон о введении уголовной ответственности для автомобилистов, регулярно нарушающих правила дорожного движения. За круглым столом в редакции «АиФ-Красноярск» тему поправок в Уголовном кодексе РФ обсудили эксперты.
Смертельная полоса
Мажоры, блогеры, лихачи – в последнее время эта прослойка участников дорожного движения начала особенно выделяться на фоне обычных водителей. Вести себя по-хамски на дороге для некоторых стало определённым трендом. Обогнал на всей скорости поток машин, выскочил на встречку, проскочил лихо перед носом скрипящего тормозами авто, снял на камеру – словил хайп.

20 ноября прошлого года спорткар BMW M4, которым управлял блогер Саид Губденский, выехал на встречную полосу, где врезался в автомобили Mercedes-Benz и Volvo. Водитель и его пассажир, президент Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта Дагестана Заур Ибрагимов, погибли.
28-летний Губденский вёл блог на автомобильную тематику, неоднократно выставлял там свою игру на дороге «в шашки». Но в этот раз шашечная игра закончилась трагически. При жизни Гудбенского не раз привлекали к ответственности за грубые нарушения ПДД и лишали водительских прав. Но его это не останавливало. Согласно статистике, факт привлечения к административной ответственности не останавливает 40% водителей, и они повторно нарушают ПДД.
Лихачишь – в тюрьму
10 января в России вступил в силу закон о введении уголовной ответственности для автомобилистов, регулярно нарушающих правила дорожного движения. Так, уголовная ответственность недобросовестному водителю будет грозить за выезд на встречную полосу или превышение скорости, а также за превышение максимально допустимой скорости на 60 км/ч и более и за выезд на трамвайные пути встречного направления, при условии, если автомобилист ранее привлекался за аналогичные нарушения и был лишён водительских прав.
«Введённая мера является не только карательной, но и профилактической, – отметил депутат Государственной думы РФ Юрий Швыткин. – Многие из тех, кто совершал подобные правонарушения и обходился административной ответственностью, теперь задумаются, стоит ли превышать скорость, если за это уже может наступить ответственность уголовная».
Заместитель начальника отдела ДПС краевой Госавтоинспекции Сергей Шелехов отметил, что превышение скоростного режима – одно из тех правонарушений, которое приводит к самым тяжёлым ДТП. И введение уголовной ответственности за повторное совершение данного правонарушения действительно может кого-то остановить и предотвратит возможную трагедию.
«Закон оправдан. Печальная статистика. Наказание должно быть таким, чтобы его боялись. По-другому никак», – поддержала всех руководитель гоночной трассы «Красное кольцо» Александра Бурнштейн. Но, как отметили все, в новом законе имеются процессуальные тонкости, понимание которых будет уже после первых судебных прецедентов.
Как работает закон?
– В новом законе говорится о том, что привлечение к уголовной ответственности будет лишь в том случае, если нарушение зафиксировал непосредственно инспектор ГИБДД. Учитывая, что инспекторы в основном работают лишь за пределами города, не получится ли так, что закон редко будет срабатывать, ведь нарушителей в городе предостаточно?
Сергей Шелехов: Действительно, инспекторы выезжают на краевые и федеральные трассы, потому как основная часть нарушений происходит именно там. Но сегодня на территории РФ выработаны новые методики и формы осуществления федерального государственного надзора. Одна из форм – скрытое патрулирование.
Кроме того, Госавтоинспекция принимает видео от граждан с записями с видеорегистратора, фиксирующими нарушения. Мы проводим административное расследование. И если по его результатам удаётся доказать, что водитель совершил правонарушение, впоследствии, если он будет лишён права управления, это станет основанием для привлечения его к уголовной ответственности.

Будьте готовы, что в один из дней сотрудник Госавтоинспекции с сотрудником судебных приставов остановит данное транспортное средство и при отказе оплатить штраф изымет автомобиль. В прошлом году административных штрафов по линии безопасности дорожного движения было взыскано на сумму 9 млн рублей. Как показывает статистика, стоит лишь раз заплатить за превышение скоростного режима, он больше не нарушается.
Законные гонки
В медицине есть фраза «Профилактика дешевле лечения». Своего рода профилактикой, возможностью избавить дорогу от лихачества можно считать гоночную трассу «Красное кольцо».
«По инициативе ГИБДД, при поддержке правительства региона и агентства молодёжной политики края реализуется уникальный проект «Бесплатные заезды», в рамках которого любители быстрой езды могут реализовывать свои потребности не на дорогах общего пользования, а в безопасных условиях подготовленной трассы», – рассказала руководитель трассы Александра Бурштейн.
Как средство улучшения ситуации на дороге участники круглого стола обсудили и работающую когда-то в стране балльную систему. Но тогда она не показала себя эффективной, хотя за границей во многих странах работает. В случае признания её необходимости на российских дорогах она может быть возвращена.
Но пока блюстители дорожного порядка присматриваются к опыту коллег из-за рубежа и делятся своим. Что касается нового закона, то в ближайшее время уже наверняка можно будет сделать вывод о его эффективности. В любом случае это не последние нововведения, и в Госдуме, как признался Юрий Швыткин, готовятся к рассмотрению ещё несколько предложений, касающихся безопасности дорожного движения.