Примерное время чтения: 6 минут
410

Остановить мажора. Смогут ли поправки в закон повлиять на автохамов?

Согласно статистике, факт привлечения к административной ответственности не останавливает 40% водителей, и они повторно нарушают ПДД.
Согласно статистике, факт привлечения к административной ответственности не останавливает 40% водителей, и они повторно нарушают ПДД. ГИБДД

За новогодние праздники на дорогах Красноярского края случилось около двух десятков ДТП. В половине из них водитель выехал на встречную полосу. Погибли 13 человек. В прошлом году зарегистрировано 193 ДТП, в которых участники выехали на полосу встречного движения. В результате 77 погибших. Но ежедневные горькие сводки не пугают лихих водителей. И практически каждый день сопровождается очередной печальной новостью.

10 января в России вступил в силу закон о введении уголовной ответственности для автомобилистов, регулярно нарушающих правила дорожного движения. За круглым столом в редакции  «АиФ-Красноярск» тему поправок в Уголовном кодексе РФ обсудили эксперты.

Смертельная полоса

Мажоры, блогеры, лихачи – в последнее время эта прослойка участников дорожного движения начала особенно выделяться на фоне обычных водителей. Вести себя по-хамски на дороге для некоторых стало определённым трендом. Обогнал на всей скорости поток машин, выскочил на встречку, проскочил лихо перед носом скрипящего тормозами авто, снял на камеру – словил хайп.

И не пугает таких горе-водителей ни риск загубить свою или чужую жизнь, ни осуждение общественности, ни штраф. Стало понятно, что с этим необходимо что-то делать. Последней каплей в ужесточении закона относительно обозначенной категории водителей стало резонансное ДТП в Москве.

20 ноября прошлого года спорткар BMW M4, которым управлял блогер Саид Губденский, выехал на встречную полосу, где врезался в автомобили Mercedes-Benz и Volvo. Водитель и его пассажир, президент Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта Дагестана Заур Ибрагимов, погибли.

28-летний Губденский вёл блог на автомобильную тематику, неоднократно выставлял там свою игру на дороге «в шашки». Но в этот раз шашечная игра закончилась трагически. При жизни Гудбенского не раз привлекали к ответственности за грубые нарушения ПДД и лишали водительских прав. Но его это не останавливало. Согласно статистике, факт привлечения к административной ответственности не останавливает 40% водителей, и они повторно нарушают ПДД.

Лихачишь – в тюрьму

10 января в России вступил в силу закон о введении уголовной ответственности для автомобилистов, регулярно нарушающих правила дорожного движения. Так, уголовная ответственность недобросовестному водителю будет грозить за выезд на встречную полосу или превышение скорости, а также за превышение максимально допустимой скорости на 60 км/ч и более и за выезд на трамвайные пути встречного направления, при условии, если автомобилист ранее привлекался за аналогичные нарушения и был лишён водительских прав.

«Введённая мера является не только карательной, но и профилактической, – отметил депутат Государственной думы РФ Юрий Швыткин. – Многие из тех, кто совершал подобные правонарушения и обходился административной ответственностью, теперь задумаются, стоит ли превышать скорость, если за это уже может наступить ответственность уголовная».

Заместитель начальника отдела ДПС краевой Госавтоинспекции Сергей Шелехов отметил, что превышение скоростного режима – одно из тех правонарушений, которое приводит к самым тяжёлым ДТП. И введение уголовной ответственности за повторное совершение данного правонарушения действительно может кого-то остановить и предотвратит возможную трагедию.

«Закон оправдан. Печальная статистика. Наказание должно быть таким, чтобы его боялись. По-другому никак», – поддержала всех руководитель гоночной трассы «Красное кольцо» Александра Бурнштейн. Но, как отметили все, в новом законе имеются процессуальные тонкости, понимание которых будет уже после первых судебных прецедентов.

Как работает закон?

– В новом законе говорится о том, что привлечение к уголовной ответственности будет лишь в том случае, если нарушение зафиксировал непосредственно инспектор ГИБДД. Учитывая, что инспекторы в основном работают лишь за пределами города, не получится ли так, что закон редко будет срабатывать, ведь нарушителей в городе предостаточно?

Сергей Шелехов: Действительно, инспекторы выезжают на краевые и федеральные трассы, потому как основная часть нарушений происходит именно там. Но сегодня на территории РФ выработаны новые методики и формы осуществления федерального государственного надзора. Одна из форм – скрытое патрулирование.

На территории региона ежедневно выступают наряды в гражданском исполнении и работают в городском потоке транспортных средств. Как только участник движения начинает совершать массовые обгоны или производить другие нарушения, сотрудники скрытого патрулирования это фиксируют, тут же передают данные стоящему неподалёку экипажу, который принимает к данному лицу меры реагирования.

Кроме того, Госавтоинспекция принимает видео от граждан с записями с видеорегистратора, фиксирующими нарушения. Мы проводим административное расследование. И если по его результатам удаётся доказать, что водитель совершил правонарушение, впоследствии, если он будет лишён права управления, это станет основанием для привлечения его к уголовной ответственности.

Также в городе активно устанавливаются камеры фото- и видеофиксации. Как правило, человек, грубо нарушающий правила, редко оплачивает штрафы, попадая за это в разряд злостных неплательщиков. Информация о таких водителях подгружается в весь комплекс фотофиксации. Вычислить путь горе-водителя благодаря системе «Глонасс» и увидеть сумму накопившихся штрафов не составит труда.

Будьте готовы, что в один из дней сотрудник Госавтоинспекции с сотрудником судебных приставов остановит данное транспортное средство и при отказе оплатить штраф изымет автомобиль. В прошлом году административных штрафов по линии безопасности дорожного движения было взыскано на сумму 9 млн рублей. Как показывает статистика, стоит лишь раз заплатить за превышение скоростного режима, он больше не нарушается.

Законные гонки

В медицине есть фраза «Профилактика дешевле лечения». Своего рода профилактикой, возможностью избавить дорогу от лихачества можно считать гоночную трассу «Красное кольцо».

«По инициативе ГИБДД, при поддержке правительства региона и агентства молодёжной политики края реализуется уникальный проект «Бесплатные заезды», в рамках которого любители быстрой езды могут реализовывать свои потребности не на дорогах общего пользования, а в безопасных условиях подготовленной трассы», – рассказала руководитель трассы Александра Бурштейн.

Заезды проводятся в летнее время для тех, кому от 18 до 35 лет. Как показывает практика, это именно тот возраст, когда водителю авто хочется больших скоростей. Но, как заметила Александра, отметившихся на «Красном кольце» водителей тестируют и на знание правил дорожного движения, и за поведением их в городе на дороге следят. Своеобразный кодекс гонщика должен соблюдаться: гоняем на кольце – соблюдаем правила на дороге. Иначе лишение лицензии. И 99% гонщиков кольца – законопослушные участники дорожного движения.

Как средство улучшения ситуации на дороге участники круглого стола обсудили и работающую когда-то в стране балльную систему. Но тогда она не показала себя эффективной, хотя за границей во многих странах работает. В случае признания её необходимости на российских дорогах она может быть возвращена.

Но пока блюстители дорожного порядка присматриваются к опыту коллег из-за рубежа и делятся своим. Что касается нового закона, то в ближайшее время уже наверняка можно будет сделать вывод о его эффективности. В любом случае это не последние нововведения, и в Госдуме, как признался Юрий Швыткин, готовятся к рассмотрению ещё несколько предложений, касающихся безопасности дорожного движения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах