На одном перекрёстке трассы в Назаровском районе Красноярского края стоит удивительный дорожный знак. Он указывает проезд в два населённых пункта. В одну сторону поедешь – в Антропово попадёшь, в другую – в Прогресс угодишь. И всегда становилось интересно: почему человеку («антропос» в переводе с греческого «человек») не просто не по пути с развитием (прогресс – движение вперёд, развитие), а в противоположные стороны?
Впрочем, если начать изучать названия населённых пунктов Красноярского края, можно наткнуться и не на такие загадки. «АиФ-Красноярск» открывает серию публикаций о краевой топонимике.
Навстречу Ермаку
На территории Каратузского района стоит село Ширыштык. Название населённого пункта вовсе не говорит о том, что у его жителей на руках какие-то особые, широкие штыки. Оно подсказывает учёным, что истинными основателями его были монголы.
На территории сельсовета немало аналогичных указателей – реки Амыл, Шадат, Кебеж, Тайгаш. Как показали исследования учёных, освоение поймы реки Амыл происходило примерно во второй половине XVI в. В то время будущий сибирский хан Кучум ещё только строил своё государство. Со своей ордой он двигался по берегам реки из Монголии вглубь России. Закреплять за собой захваченные земли ему помогали опорные пункты – Кучум-Бары, аналоги будущих казацких острогов. Увы, гордый потомок Чингисхана ещё не знал, что через 20 лет поход Ермака разрушит его державу…
Лютеранская столица Сибири
А вот основателей деревни Верхний Суэтук привёл в центр Сибири приговор суда Великого княжества финского. Весь XIX в. оно входило в состав Российской империи с правами очень широкой автономии. У финнов даже был собственный суд. Вот он-то и отправлял в Енисейскую губернию самых закоренелых преступников на исправление.
Любопытно, что во время судебных процессов финские уголовники зачастую умоляли отправить их именно в Сибирь. В противном случае им грозило заключение в крепости-тюрьме Свеаборг, по сравнению с которой отправка на Енисей была спасением. Финны, лютеране по вероисповеданию, предпочитали селиться компактно и вскоре образовали настоящую столицу протестантской церкви в Сибири. На календаре был 1851 год.
Через несколько лет в деревню прибыла следующая партия ссыльных. На этот раз кроме финнов в её составе оказались латыши, эстонцы. Полицейские отчёты отмечают, что между поселенцами возникали частые национально-бытовые разногласия. Вскоре в колонии была открыта школа. Деньги на её содержание и оплату труда учителей выделял сенат Финляндии. Сумма достигала почти 2 тыс. марок. Обучение в школе велось на финском.
Эстонцы решили не отставать и открыли свою школу с преподаванием на родном языке. Образование было обязательным как для мальчиков, так и для девочек, поэтому почти все жители села были грамотными. Но продолжавшиеся конфликты в итоге привели к расселению трёх народов. Финны остались в Верхнем Суэтуке, латыши построили новую деревню – Нижнюю Буланку, а эстонцы перебрались в Верхнюю Буланку. Кстати, Суэтук по-эстонски – «горящая головёшка», а Каратузский район стал единственной территорией Сибири, где установлен памятник ссыльным эстонцам.
«Бодрый партизан»
Деревня Двинка стала пристанищем для латгальцев – народа, проживавшего на Северной Двине в Витебской губернии (сегодня территория Латвии). Во время Гражданской войны в селе был сформирован партизанский отряд, который позднее соединился с армией Кравченко.
Память о революционных событиях селяне сохранили в названиях колхоза «Таёжный красный партизан» и промартели «Бодрый партизан латгалец». В годы войны все мужчины Двинки (164 человека) отправились на фронт. Домой вернулись только пятьдесят. Зато советская власть пополнила население деревни новыми ссыльными. Сюда согнали немцев, латышей, калмыков, поляков.
Певучие Вечерницы
Примером лирики в топонимике может служить деревня Вечерницы, построенная в Емельяновском районе переселенцами с Украины. В Сибири они занялись заготовкой леса и земледелием. А вот по вечерам, по старинной традиции, жители деревни собирались вместе и пели песни. Считается, что это и дало название деревне: на украинском языке такие посиделки назывались вечерницами.
Как Ладейка стала Каменной
Впрочем, не всегда в истории края населённые пункты основывались для мирного труда. Например, всего через 2 года после основания острога Красный Яр рядом с ним (на правом берегу) появилась деревня Ладейка. Так казачки стремились огородить будущий Красноярск от набегов с востока.
А потом счастливая жизнь деревни с корабельным названием налетела на мель. Сначала, в районе 1940-х гг. прошлого века, в ней разместилось одно из подразделений ГУЛАГа – колония массовых работ, что популярности ей не прибавило. А с началом промышленного освоения правого берега деревня и вовсе слилась с Красноярском. Хотя, если вы захотите прогуляться по бывшей Ладейке, поезжайте в Каменный квартал. Захватите с собой шахматы и помните: ладья всегда ходит прямо!
Самый крупный Носок
Создатели Книги рекордов Гиннесса утверждают, что самый большой носок в мире имеет длину 5 метров и вес около 15 кг. Так вот, не верьте им! Самый крупный Носок в мире – это посёлок в сельском поселении Караул Таймырского района Красноярского края. И живут в нём без малого 4 тыс. человек. Большая часть жителей – представители коренных малочисленных народов Севера. Собственно, поэтому постоянно в домах проживают порядка 700 человек. А большинство местных жителей ведёт традиционный кочевой образ жизни. Так что, может, в Америке кто и вяжет носки, а нашим носковчанам некогда! Им работать надо.
Языковые загадки
«Вся топонимика края делится на две группы. Если отбросить самый юг, где на границе с Тувой очень силён монгольский элемент, а также Крайний Север, где превалируют языки коренных народов, то получится, что все названия у нас делятся на тюркскую (все возможные обозначения с участием слова «кан») и кетоязычную (с участием слова «шеты»), - говорит историк-археолог Юрий Гревцов.
И путаницы в названиях краевых населённых пунктов предостаточно. Есть на севере город Кайеркан, спутник Норильска. Вроде бы окончание «кан» указывает на тюркское происхождение. «Кан» значит «кровь». Кто такой «Кайер» или что это такое, в тюркском языке указания нет, может быть, даже личное имя. Но если применить к названию язык долган, то загадка решается. В дословном переводе это название означает «долина смерти». Тайна на самом деле проста. Долганы (и их язык) – самые молодые среди коренных народов Севера, ведь произошли они от смешения якутов, нганасан и русских. Отсюда и заимствования в речи, и путаница с переводом».
Языковые загадки – самые распространенные в топонимике, считает историк. Есть в крае замечательная река с жутким названием Убей! «Но никакой особенной кровожадности тамошние жители к другим людям не испытывают. Просто по одной из версий, с татарского это страшное слово переводится как «медведь». Видимо, немало косолапых было на берегах этой речки в своё время. А в Северо-Енисейском районе, к примеру, есть река Огня. Вообще-то, лёд на ней часто лежит чуть не до июля, и название звучит странновато. Впрочем, если поставить ударение на первый слог, местные вас поймут и переведут».