Примерное время чтения: 7 минут
4481

От тадар до хакасов. Древнюю землю называют археологической Меккой

«АиФ на Енисее» №39 (1924) 28/09/2017
решение называться хакасами было принято в 1917 году.
решение называться хакасами было принято в 1917 году. Правительство Республики Хакасия

Ровно сто лет назад за коренным населением, называвшим себя тадарами, юридически закрепилось иное наименование - хакасы. Постановление было принято на I съезде местного народа в 1917 году.

Прародина Homo sapiens

Хакасию нередко называют музеем под открытым небом и археологической Меккой. Те, кто живёт на этой земле, и приезжие невольно встречаются с уникальным историческим наследием, оставленным сотнями поколений людей. Это многочисленные и разнообразные археологические памятники: каменные изваяния, наскальные рисунки, стоянки древних охотников на мамонтов и северного оленя, могильники разных эпох и поселения средневековых енисейских кыргызов - предков хакасов.

Как свидетельствуют находки археологов, Хакасско-Минусинская котловина входила в территорию той прародины, где, вероятно, произошло становление Homo sapiens. Ранние предки человека поселились на просторах Южной Сибири более 300 тыс. лет назад. Человек довольно плотно заселил практически всю территорию современной Хакасии. Люди не только обживали гроты и пещеры, но и научились строить временные переносные жилища, пользоваться огнём, создавать тёплую зимнюю одежду, первые металлические орудия и предметы быта.

Хакасия
Хакасская семья до революции. Фото: Хакасский краеведческий музей

Древние кыргызы-европеоиды

Восстановить страницы жизни на этой древней земле нам помог старший научный сотрудник Хакасского научно-исследовательского института языка и литературы Валерий Чертыков.

- Первые упоминания о тюркоязычных кыргызах обнаружены в древнекитайских источниках в 201 году до н. э., когда Южная Сибирь была завоёвана гуннами. Гуннское господство с перерывами продолжалось до 40-х годов до н. э. В VI веке н. э. в Южной Сибири возникли два государства. На Алтае образовался древнетюркский каганат во главе с племенем «тюрк». А в бассейне реки Абакан, в верховьях Чулыма и по среднему течению Енисея возникло государство древних кыргызов.

Источники описывают древних кыргызов в основном как европеоидов. Они имели белую кожу, рыжие волосы и голубые глаза. Были и темноволосые люди с зелёными глазами. Большое достижение - собственная енисейская письменность, зародившаяся примерно в VII веке.

Хакасия
Древняя Хакасия Фото: Хакасский краеведческий музей

Одним из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии были уйгуры. В 758 году они совершили поход в Хакасию и обложили её данью. Создав свой оплот в Туве, уйгуры отрезали кыргызам выход в Центральную Азию и в страны Востока. Поэтому кыргызы вели постоянную пограничную борьбу с уйгурскими гарнизонами. Примерно в 820 году началась длительная война, которая закончилась тем, что в 840 году кыргызы разбили уйгурские войска.

В середине IX века границы Кыргызского каганата на западе ограничивались Иртышом, на севере и востоке - Ангарой, Селенгой и хребтом Большой Хинган, на юге - пустыней Гоби. К началу X века кыргызы ушли из восточной части Центральной Азии, сохранив её западную часть.

Вся жизнь - борьба

- Да, на древней земле часто шли войны. В XI-XII веках кыргызы вступили в борьбу с пришедшими с востока монголоязычными найманами и киданями, - продолжает историк. - А после возникновения монгольского государства его основатель Чингисхан в 1207 году отправил своего сына Джучи покорять народы Южной Сибири. Правящая верхушка енисейских кыргызов сначала подчинилась без вооружённой борьбы. Однако войны избежать не удалось. В 1218 году, когда Чингисхан потребовал от кыргызов участия в завоевательных походах его армии, они отказались и восстали. Войска Джучи вторглись в Хакасию и подавили восстание. В 1273 году, когда началась междоусобная борьба между потомками Чингисхана, народы Южной Сибири подняли новое, на этот раз успешное восстание. Самобытная государственность кыргызов была восстановлена, но ненадолго. В 1293 году монголы огнём и мечом опустошили Хакасию. Древнекыргызское государство было уничтожено. Юаньские власти выселили значительное количество «немирных племён» в Монголию и Маньчжурию.

Белая и серая кость

В XVII веке идёт формирование народности, в состав которой входят близкие по языку и культуре племена и более мелкие родовые единицы. Это объединение возглавлялось кыргызами и носит в источниках название Кыргызской земли. В этот период Кыргызская земля представляла собой федерацию четырёх племенных княжеств: Алтысарского, Алтырского, Езерского и Тубинского, которые возглавляли князья.

Рядовые кыргызы кочевали вместе со своими князьями. Главной их обязанностью была воинская повинность. Основную массу кыргызов составляли улусные люди.

Среди них тоже существовали иерархические различия: выделялись побочные родственники и близкие к князьям люди, которых русские документы именуют «лучшими улусными людьми». Вместе с князьями они составляли кыргызскую аристократию «хасха сеок» - белую кость. Прочие относились к категории «пора сеок» - серая кость.

Единство Кыргызской земли выражалось в том, что общие политические вопросы решались сообща, всеми князьями и знатными людьми всех княжеств. На этих съездах обсуждались вопросы о взаимоотношениях с соседями: в разное время - с русскими, монголами, джунгарами. Съезд иногда уполномочивал отдельных лиц выступать по важным вопросам от имени всей Кыргызской земли. Кроме того, съезды принимали запретно-принудительные меры по отношению к князьям, нападавшим на русские ясачные волости без согласия остальных князей. Меры эти были самыми строгими. Известно, например, что за грабёж русских деревень и ясачных людей князья на съезде потребовали от Чагуна Иренакова возмещения убытков, причинённых им во время набега, и угрожали выдать его на расправу русским властям.

Присоединение к России

С 1667 года Кыргызская земля попала в зависимость от Джунгарского ханства, правители которого с конца 60-х годов XVII века держали здесь своих наместников. Кыргызские князья были знатными древними аристократами, и джунгары вступали с ними в родственные отношения. Именно при вооруженной поддержке джунгарских отрядов кыргызы перешли в наступление, нанеся значительный ущерб русским городам и поселениям. Такое положение длилось до начала XVIII века. В 1703 году большая часть населения Кыргызской земли была уведена в Джунгарию.

Воспользовавшись тем, что сопротивления никто не оказывает, в 1707 году русскими закладывается Абаканский острог, в 1718 году - Саянский. А 20 августа 1727 года с Китаем заключается Буринский пограничный трактат, по которому китайский император признаёт право России на бывшие владения енисейских кыргызов.

После административной реформы 1822 года хакасы вошли в состав Енисейской губернии (Ачинский и Минусинский округа). Их причислили к разряду кочующих, и у них были образованы Степные думы: в Ачинском округе - Кызыльская, в Минусинском - Дума соединённых разнородных племён, или Сагайская (позже Аскызская), Качинская и Койбальская.

Исторический переворот

Когда коренной народ стал именоваться хакасами? Сами хакасы называли себя тадарами, или татарами (минусинскими, ачинскими, абаканскими). Постановление об общем для всех наименовании «хакасы» было принято на первом съезде коренного населения, который проходил 6 марта 1917 года по инициативе общественно-политического деятеля Степана Дмитриевича Майнагашева. На втором съезде хакасского народа, 20 июля 1917 года, было утверждено решение об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «хакас». Принятый этноним отождествлял коренных жителей Хакасии с енисейскими кыргызами, которые в китайских источниках династии Тан (IX-X вв.) именуются «хягасами». 

Кстати
Хакасский учёный-этнограф, основатель хакасской письменности и автономии, организатор первых съездов хакасского народа Степан Дмитриевич Майнагашев в 1917 году выступил с обращением в минусинской газете «Свобода и труд»: «Мы сами того мало сознавали, в какие невозможные условия был поставлен наш народ, на какую неизбежную гибель было обречено его самобытное национальное существование… Лишь в последние годы у инородцев стал появляться свой голос. Мы только начали искать и находить друг друга. Посмотрите, разве инородцы не были разбиты на части как нация… Блеснула заря новой жизни… при свете свободы не должно быть и не будет угнетённых национальностей. Я верю, что наш народ подымет преклонную голову, вдохнёт полной грудью. Приветствую инородцев с этим переломом жизни от души, чтобы он положил начало национального возрождения нашего народа».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах