Андрей Кончаловский впервые посетил Красноярск. Хотя с сибирской столицей его связывают незримые, но ощутимые родственные нити. Здесь находится дом, в котором родился и жил прадед режиссёра, великий художник Василий Суриков. Побывав в родовом гнезде – музее-усадьбе Суриковых, отведав чая на исторической кухне, Андрей Сергеевич пообещал написать сценарий для фильма о детских годах своего прадеда. «Если мы не напишем, никто не напишет».
В Красноярске также чтят память об отце Кончаловского, писателе Сергее Михалкове – его имя носит детская библиотека, в которой бывал сам писатель. Город не раз посещал и родной брат Андрея Сергеевича – Никита Михалков. В отличие от Кончаловского, он регулярно бывает в родовой усадьбе, в которой находится музей. Михалков даже ночевал здесь во время съёмок «Сибирского цирюльника».
Чехов за спиной
Елена Бухтоярова, krsk.aif.ru: Андрей Сергеевич, восемь лет вы работали над трилогией по пьесам Чехова. Столько лет отдано классику… Два из трёх спектаклей вы впервые привезли в Красноярск. Думаю, вам не раз задавали вопрос: почему всё-таки Чехов?
Андрей Кончаловский: Это если бы дирижёра спрашивали: почему вы решили дирижировать симфонией Чайковского? Что тут сказать? Хорошая музыка. Или просто захотелось. Больше ничего. Разъяснять разумно, почему, я бы не хотел. Всем должно быть понятно, что Чехов – это, во-первых, великая драматургия. И сложная. Я много раз уходил со спектаклей Чехова, которые ставили другие. Это было очень скучно. Часто зритель думает: «Ой, Чехов – это значит, будет тягомотина, люди будут тоскливо произносить какие-то умные фразы». Но на самом деле всё несколько по-другому, мне кажется. Когда я ставлю Чехова, то всегда оглядываюсь назад, в тёмный зал. Там, за мной, сидит Антон Павлович. Я вижу его пенсне и смотрю: если он кивает – значит, всё хорошо. Поэтому стараюсь ставить пьесы Чехова так, чтобы ему было понятно либо чтобы он сказал: «О, Андрей, неплохо! Это интересно! Я так не думал!»
– Когда вы приезжаете из столицы в регионы, чувствуете разницу в театральной культуре?
– Любой уровень культуры – это зритель. А зритель в России чрезвычайно благодарный. И театр русский жив и расцветает, потому что русский зритель к нему относится с большим уважением, я бы даже сказал, с благоговением. И русский театр жив этой традицией. К сожалению, Европа, которая родила театр, страдает тем, что зритель туда перестает ходить. А если нет зрителя, нет театра. Поэтому, думаю, что во многом регионы и есть самое главное в России. Мы великая страна, и, если говорить о силе России, всё то, что за Уралом, – это и есть сила. Она там. И Красноярск, куда мы приехали, и Новосибирск, куда поедем, и Иркутск, и Владивосток, и Хабаровск – это источник силы. И страны, и театра.
Любовь не морковь
– Люди всё время пытаются найти определение любви. Режиссёры в своих постановках тоже по-своему ищут ответ на этот вопрос, исследуют силу любви. У вас есть чёткое определение?
![](https://aif-s3.aif.ru/images/034/272/14cca6f05c14cd55e4df5418e7edcca5.jpg)
– Андрей Сергеевич, вы когда-то написали, что «настоящий режиссёр тот, который не кино снимает, а понимает людей. Во всяком случае, пытается их понять, потому что понять людей, конечно, невозможно». Что на сегодня вы поняли о людях? Как с любовью? Люди – это люди?
– (Смеётся). Что я понял?! Вы знаете, я понял, что каждый имеет право ошибаться и быть нехорошим. Понимаете, нехорошим! Потому что для того, чтобы быть хорошим, нужно усилие, больше усилий, чем для того, чтобы быть нехорошим.
– А хорошим для кого – для себя или для других?
– Если для других, то значит, и для себя. Но, к сожалению, мы все так устроены, что человеку свойственно как можно меньше дать и как можно больше взять. Это правило, к сожалению, будет всегда существовать. Поэтому и существует государство. В своё время великий историк Ключевский сказал, что государство существует не для того, чтобы был рай, а для того, чтобы не было ада. Думайте сами.
Просится на сцену
– Если говорить о темах современных постановок, есть ли то, что именно сегодня, сейчас просится на сцену?
– На сцену просится три вещи: любовь, слёзы и ужас. И смех. Когда люди плачут, пугаются или смеются. Если это происходит, значит, это современно. И неважно, Чехов это, Шекспир или Пелевин. Это не имеет значения. Современность – то, что волнует.
Сегодня самое сложное – чтобы вы пришли в театр и плакали, смеялись или были в ужасе. Не от того безобразия, которое на сцене, а от чувств. Поэтому современность – это всегда волнующе. Это может быть современная тема, это может быть специальная военная операция, а может быть «Алёнушка и братец Иванушка» или «Волк и семеро козлят». Смех, сострадание и ужас есть те три струны, на коих мы, художники, играем. Это Александр Сергеевич Пушкин сказал.
– В своё время университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Направлено это было на то, чтобы театр вошёл в их практику, стал необходимостью. Было отмечено, что из-за чрезмерного упора на точные науки дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее. Исследования доказали, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/034/325/00403c29649424464a81bc64fc5f9876.jpg)
Лев Николаевич Толстой сказал, что искусство есть заражение чувствами. Поэтому, если мы чувств не испытываем, это не театр. Это могут быть какие-то попытки, но я это называю, извините за выражение, интеллектуальным онанизмом. Это уже не искусство. Хотя может быть творчество.
Чтобы помнили
– Андрей Сергеевич, в поздравлении родному брату, режиссёру Никите Михалкову, вы признались, что благодаря ему стали гораздо больше любить Россию. И благодарите его за его любовь к Родине. С 2019-го что-то изменилось?
– Каждый день что-то меняется. Знаете, жизнь какая в моём возрасте? Я в третьем акте своей жизни нахожусь.
– Но все отмечают вашу молодость. В Петербурге в вашем фильме снимались наши земляки. Отметили, что вы энергичный, резвый не по годам, простите за фамильярность.
– (Смеётся). Это я делаю вид. Всё меняется. Умные люди меняются. Только дураки не меняются. Конечно, я благодарен брату, как и всем остальным людям. По-моему, Лев Николаевич ответил на вопрос, кто для вас самый важный собеседник, – тот, с кем я говорю сейчас.
– Могу принять на свой счёт? Благодарю. У меня в руках книга вашей матери, Натальи Кончаловской. Она подробно описала в ней становление как художника своего деда, вашего прадеда Василия Сурикова. Что бы вы хотели, чтобы обязательно было в книге о вас, если ваши внуки решат создать такой же труд?
– Господи, хоть бы помнили!
Андрей Кончаловский в музее-усадьбе прадеда Сурикова в Красноярске
![Музей Сурикова появился в центре Красноярска в 1948 году к 100-летию художника на территории усадьбы Суриковых. Здесь в 1848 году родился будущий великий русский художник Василий Суриков.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/284ce9487e7dee0ce0ea3f7aafc156f3.jpg)
![86-летний режиссер прошел по дому, прогулялся по комнатам, где рос прадед, рассмотрел экспозицию картин.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/54348f20c1a632cf0c80c0c06ddd6d5b.jpg)
![Работники музея-усадьбы отметили особое чувство юмора режиссера Андрея Кончаловского при его посещении дома предка.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/61b17342e2711690050fcee1ea1bf2c0.jpg)
![За чаем в исторической кухне усадьбы Андрей Сергеевич вспоминал маму Наталью Петровну Кончаловскую, внучку Сурикова.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/0c51ecfd23f718c13e56bc742fda8b8d.jpg)
![В центре Музея-усадьбы - двухэтажный лиственничный дом. Он был построен в начале 1830-х годов.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/277/ef6691368ec1c30101a17baa4de7b0c3.jpg)
Андрей Кончаловский в музее-усадьбе прадеда Сурикова в Красноярске
![Памятник В.И. Сурикову во дворе усадьбы.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/2089643daf856cec20e3d50d322b5796.jpg)
![Музей Сурикова появился в центре Красноярска в 1948 году к 100-летию художника на территории усадьбы Суриковых. Здесь в 1848 году родился будущий великий русский художник Василий Суриков.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/284ce9487e7dee0ce0ea3f7aafc156f3.jpg)
![Во дворе усадьбы.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/e386644377dd3e2267f5baf2c6c65dbb.jpg)
![Андрей Кончаловский впервые посетил Музей-усадьбу своего прадеда.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/a471bbb9e32b9507de073514daa149a5.jpg)
![86-летний режиссер прошел по дому, прогулялся по комнатам, где рос прадед, рассмотрел экспозицию картин.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/54348f20c1a632cf0c80c0c06ddd6d5b.jpg)
![Работники музея-усадьбы отметили особое чувство юмора режиссера Андрея Кончаловского при его посещении дома предка.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/61b17342e2711690050fcee1ea1bf2c0.jpg)
![Режиссер смотрел на картины прадеда и находил в них связь поколений.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/62f994f51722cb3bacc5aa209c01f517.jpg)
![Поделился впечатлениями о посещении музея-усадьбы.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/0db1d074af72be59d3b9bb3c58f7b5c6.jpg)
![Под прицелом камер и телефонов.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/b03faf7658fa4932ba44cf83aaf2d64c.jpg)
![За чаем в исторической кухне усадьбы Андрей Сергеевич вспоминал маму Наталью Петровну Кончаловскую, внучку Сурикова.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/0c51ecfd23f718c13e56bc742fda8b8d.jpg)
![В центре Музея-усадьбы - двухэтажный лиственничный дом. Он был построен в начале 1830-х годов.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/277/ef6691368ec1c30101a17baa4de7b0c3.jpg)
![Золотая осень добавила свои краски усадьбе.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/ba5f5e08a63c6eda86a23e39142a413a.jpg)
![Посещением усадьбы предков знаменитый режиссер остался доволен.](https://aif-s3.aif.ru/images/034/275/1af961b8c54a6223b3bed88a15f6f6b0.jpg)