Примерное время чтения: 9 минут
1491

Дорогой Ермака. Велосипедист проехал по всему пути покорителя Сибири

«АиФ на Енисее» № 39 (1872) 29/09/2016
На велосипеде по кратеру действующего вулкана.
На велосипеде по кратеру действующего вулкана. Фото из архива Владимира Черникова

Красноярец Владимир Черников  добрался до висячего камня в Ергаках, спустился в кратер действующего вулкана, прошёл дорогой Ермака, покорившего Сибирь, перешёл через Альпы по пути Суворова и повторил путь белогвардейской армии Каппеля. И все эти путешествия он  проделала на велосипеде.  

«Грязные носороги»

Светлана Хустик, «АиФ-Красноярск»: Владимир, сегодня молодёжь предпочитает кататься на джипах, мотоциклах. Вам за несколько лет удалось поднять в нашем крае велоспорт на уровень, сравнимый со столичными городами. Как это произошло?

Владимир Черников: В молодости у меня была «Ява-350» - культовый мотоцикл. Гонял на нём даже по спортивным трассам. Но хотелось больше скорости, драйва - купил машину, участвовал в автогонках. Однажды, заняв очередное призовое место, открыл дверцу автомобиля, чтобы пойти на награждение, а ноги не держат. Понял, что стрессами, адреналином я выжигаю у себя всё внутри. На моё счастье, это был 1998 год - кризис, ремонтировать машину стало дорого. И я… купил велосипед. Это всё: ощущение природы, чувство скорости, медитация. Вскоре меня пригласили в федерацию велоспорта, где я 5 лет возглавлял отделение маунтинбайка. Встречался с молодёжью, приглашал на занятия. Параллельно вёл статистику, сколько в городе продаётся велосипедов. Велодвижение в Красноярске развивалось мощно. Начались наши знаменитые путешествия. Тогда красноярцы впервые проехали на велосипедах вокруг Байкала - до нас этого не делал никто.

Побывать на двух колёсах в самых неизведанных точках планеты - это мечта.
Побывать на двух колёсах в самых неизведанных точках планеты - это мечта. Фото: Фото из архива Владимира Черникова

Тогда же с товарищами создали велоклуб «Грязные носороги». Носороги, потому что упёртые, а грязь нас сопровождает всегда. И стали организовывать путешествия по России и за рубежом. Но уже не спортивные, а осмысленные. Всё больше склонялись к истории Красноярского края. Например, съездили в Милецкий острог. Сегодня никто почти не знает, что это такое. А это один из первых острогов: амбары, торговля, пароходы ходили по Чулыму. Или Маковский волок - торговый чайный путь. В 18-м веке чай везли из Китая через Монголию, потом в Кяхту, с Кяхты по Селенге сплавляли в Байкал, с Байкала - в Ангару, с Ангары - до Енисея в Енисейск. А дальше речек нет. И вот там был 71 км волока. Делается волокуша: лошадь, две оглобли, заплетаются ветки, туда накладывают несколько пудов чая и тащат. Телега-то не проедет, ведь это глухая тайга. Первый раз проехал этот путь летом. Дорога страшно разбитая, местами шёл пешком. Когда пришёл в Маковское - глухая деревня (сюда только вертолётом можно добраться) - на меня председатель как на чудо природы посмотрел. А я даже сказать ничего не мог - в горле пересохло.

По пути легенд

- А где ищете информацию, консультируетесь с историками?

Комфорт - в ощущениях души.
Комфорт - в ощущениях души. Фото: Фото из архива Владимира Черникова

- В библиотеках, в краеведческом музее. С товарищами прошли путём Ермака, покорившего Сибирь. Ехали на велосипеде вдоль рек, по которым они сплавлялись, местами на лодках. Но проехали всё «от» и «до»: Орёл-городок, Чусовской городок (откуда он стартовал) и до места, где его убили, - 90 км от Тобольска. Углубляясь в историю, узнаю необычные интерпретации, казалось бы, известных фактов. Например, все считают, что Ермак был народным героем. А это не так, вся его ватага приговорена к смерти. Он оказался покорителем Сибири не потому, что очень этого хотел. А потому, что купцы Строгановы, у которых он обосновался, хотели от него избавиться. У них была грамота на освоение Сибири, а он им мешал. Вот они и отправили его в поход - по сути, на верную смерть. Он пошёл покорять Сибирь 1 сентября. Основная часть людей в скором времени разбежалась - из 5 тыс. осталось 500, есть было нечего. Самые выносливые перезимовали, перебрались на другую сторону Урала в район Нижнего Тагила и только к концу следующего лета добрались до Тобольска. Во время похода были и восстания, и бунты.

Ещё один миф я для себя развеял. Помните знаменитую картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»? Мы повторили это путешествие из Италии через Швейцарские и Баварские Альпы на велосипедах через 213 лет. И знаете, каково было моё главное удивление? Место, где на картине Сурикова отряд Суворова спускается по перевалу, оказалось вовсе не страшным отвесным спуском, а небольшой пологой горкой. Я немного прошёл пешком, потом сел на велосипед и покатился вниз. Когда готовился, хотел взять ледоруб, верёвки, думал, надо будет привязываться, чтобы велосипед спускать.

- То есть велосипеду даже мороз и снег не преграда?

Чтобы сделать первый шаг, нужна огромная сила воли.
Чтобы сделать первый шаг, нужна огромная сила воли. Фото: Фото из архива Владимира Черникова

- Крутя педали на скорости до 40 км в час, вы будете думать не о том, как не замёрзнуть, а о том, как не вспотеть. Со временем я начал устраивать всё более и более сложные путешествия. В том числе и одиночные. Например, в январе-феврале в 35-градусные морозы проехал по пути отступления Белой армии Каппеля: от Красноярска до Забайкалья. Это было одно из самых серьёзных путешествий. И самое сложное - в подготовке. Главная загвоздка - как переехать Енисей? Белая армия дошла до Частоостровского, а затем пошла по льду. Но сейчас Енисей не замерзает. Случайно узнал, что как раз рядом с тем местом, у деревни Ключи, есть тоннель под Енисеем, по которому должны были возить радиоактивные отходы. Разыскал ответственного, начал переговоры, столько писем написал!

Объяснял, что это же наши, русские люди - цвет интеллигенции. Они ушли из России, как оказалось, навсегда. И я в память о них хочу совершить это путешествие. И, о чудо, ответственный человек даёт команду, чтобы меня пропустили. 

Спустился под Енисей, внутри всё в бетоне, течёт вода, которую постоянно откачивают. Сначала ехал ровно, потом резкий подъём - навстречу грохот, будто паровоз идёт. Это автобус с рабочими. Еле успел прижаться к стене, чтобы его пропустить. Выехал наверх весь мокрый, одежда встала колом. Обсох и двинулся дальше. 

В день проезжал примерно 100 км. Доехал до Иркутска, от Иркутска до Байкала, потом по Байкалу в точном соответствии с тем, как шла армия. Перешёл через Байкал и только там закончил свой поход. Он занял две недели. Всё время у меня было чувство, будто я вернулся в прошлое и проживаю его вместе с белогвардейцами.

Под Иланском меня сбил таксист, сломал два ребра. Но понял это я только по приезде. Крутить педали не мешало, правда, спать на боку было больно, задыхался. Ехал и думал, что белогвардейцам наверняка было труднее: тиф, постоянная стрельба, простуда.

Преодолевая себя

- Многим людям для отдыха нужен комфорт. А вы сознательно усложняете свои путешествия. Вы на велосипеде и в горы, и в кратер вулкана. Зачем? 

- Комфорт для меня - в ощущениях души. Побывать на двух колёсах в самых неизведанных точках планеты - это мечта. Именно она загнала меня на велосипеде на Второй столб, она же утащила к Висячему камню в Ергаках, где до этого не было ни одного велосипедиста. О вулканах я вообще давно мечтал, побывал как-то в Монголии в одном из потухших вулканов и загорелся. Два года назад залез внутрь вулкана Бромо в Индонезии и чуть там не остался. Очень опасно, там же пепел - ногу поставил, а она поползла, валит ядовитый сернистый газ. Кашель, дышать невозможно. Велосипед бросал вверх, потом его обходил - и опять. Боялся одного - что придётся его оставить. Вылез наверх, ко мне бросились туристы, чтобы сфотографироваться.

- Откуда вы берёте силы? Молодёжь порой сложно просто оторвать от компьютеров, телевизоров, гаджетов.

- Ломаю себя. Каждый раз, честное слово. Можно, конечно, дать себе слабину, но это не жизнь. На самом деле, труднее всего собраться и выйти из дома. Все на этом первом шаге и тормозят. А нужно просто подняться, надеть ботинки и выйти на улицу. Обратно уже не вернёшься. Но чтобы сделать первый шаг, нужна огромная сила воли.

Путешествия, особенно на велосипеде, - это свобода. А чувства свободы нам всем очень не хватает. Я проезжаю через мир, а мир проезжает сквозь меня. И в этом мире у меня нет никаких обязанностей, я никому ничего не должен, мне никто не должен. Кстати, это ощущение, к которому стремятся йоги и все верующие. Но мало кто его достигает. В жизни мы все «в строю», у всех нас много ограничений. И меня из этого строя выпускают только путешествия.

Досье
Владимир Черников родился в Читинской области в 1950 году. Учился в КГПУ. Преподавал физику в школе. Больше 20 лет работал в КГБ. После занялся бизнесом. Член Русского географического общества. Руководитель велолклуба «Грязные носороги», путешественник. Женат, имеет четверых детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах