В современных фильмах про Великую Отечественную есть мясорубка, секс, политика. Игра в «войнушку». Но нет живой истории, - убеждена Анна Толмачёва, военный историк.
Факты или пропаганда?
Татьяна Антипьева, «АиФ на Енисее»: - Анна Валерьевна, в последние годы на российском ТВ шквал фильмов о жизни в СССР. Это ностальгия или попытка сопоставить, как плохо (или, наоборот, хорошо) люди жили в советскую эпоху?
Анна Толмачёва: - Зависит от целевой аудитории. Если снимают в расчёте на пожилое население, то да, скорее всего, чтобы вызвать ностальгию. Если для молодёжи, вероятно, надеются на образовательный эффект. Надо ещё смотреть, какая телекомпания и в какое время показывает. «Звезда» и «НТВ» преподносят информацию совершенно по-разному.
- Насколько объективно показывают советскую действительность в этих фильмах?
- Нет единого подхода. Как правило, зависит от режиссёра. Мне непонятно, почему фильмы, где историю представляют приближённо к реальным фактам, идут в полночь, а прайм-тайм забит чернушными сериалами, чепухой или отвратительными ток-шоу. Увы, есть общая тенденция преподносить советский период как период расцвета общества. Повод задуматься, почему выхолащиваются реальные факты. Есть попытка преподнести историю как полосу побед и великих событий, но она однобокая и формирует у молодого поколения ура-патриотизм. Каким страдает и американская молодёжь: «Мы самые крутые на планете!». А реальной истории не знаем. Я же считаю, что о наших поражениях, проблемах, трагедиях надо знать. Это повод задуматься, чтобы не повторить их снова.
- Какие, на ваш взгляд, уроки советской истории по-прежнему не выучены?
- История советского периода полна белых пятен - по-честному мы изучаем её лишь с середины 90-х. С антропологическим подходом, где во главе человек, а не государство или партия. Плюс открывается доступ к новым историческим источникам, и уже изученные периоды приходится пересматривать. Например, когда мы исследовали историю 78-й стрелковой бригады, сформированной в Красноярске, то обнаружили, что существовала партийная разнарядка, какое число «добровольцев» должно поступить от того или иного предприятия. Люди сознательно причиняли ущерб здоровью, лишь бы не идти на войну. Кто-то для себя принимал решение: лучше остаться без пальца на руке, чем попасть на фронт и умереть. Планы по формированию бригады не выполнили - не было достаточного всплеска энтузиазма и патриотизма летом 1942-го.
- Да от начала до конца! До сих пор ставим вопрос: был один государственный переворот, который начался в феврале 1917-го и закончился в октябре 1917-го, или два разных бунта, как преподносилось в советское время, - Февральская буржуазная и Октябрьская социалистическая революции? На уровне региональной истории не изучена поддержка населением как «белого», так и «красного» движения, или демократического правительства. Только пишется история ГУЛАГа, коллективизации, индустриализации, сталинских репрессий, Великой Отечественной войны, послевоенного периода. А перестройка? Не описано, как она происходила в Красноярском крае, и изучение этого периода нам зажимают. Вообще, в плане борьбы «с инакомыслием» мы пришли к ненормальной ситуации, которая даже была немыслима в советское время. В 2010 году создали комиссию по борьбе с фальсификацией истории, которая, к счастью, потом завершила работу, но вот две недели назад об этом снова вспомнили. Так мы можем прийти к тому, что за название вещей своими именами можно будет загреметь в тюрьму.
Политическое самоубийство
- В прошлом году в Красноярске ожесточённо спорили об установке памятника Иосифу Сталину. Как долго ещё мы будем воспринимать эту личность неспокойно? Причём его или проклинают, или возвеличивают.
- Предлагать установку памятника Сталину в Красноярске - политическое самоубийство, с учётом, что 30-40% жителей - потомки раскулаченных и репрессированных. Подходить объективно к роли Сталина ничто не мешает уже сейчас. Только для этого надо знать историю, не «съедать» суррогат, который нам подсовывают, а уметь анализировать информацию. С этим проблема, и начинается она, извините, в школе, где детей этому не учат. И загвоздка не во времени, а именно в нашей образованности. А ещё в том, насколько мы действительно хотим узнать правду. Увы, реформа образования не способствует прояснению в головах. Да, нам дали историко-культурный стандарт. Сказано, что и как мы должны преподавать по истории. Но ведёт ли это к объективному пониманию ситуации школьником? Вопрос! В то же время невыполнение стандарта ведёт к уголовной ответственности. Понимаете, по какому лезвию мы ходим? В итоге даже не все журналисты умеют находить достоверную информацию и сопоставлять факты. Что говорить о телезрителях!
- Тревожит, как непримиримы между собой гонители и восхвалители Сталина.
- Причём и та, и другая сторона пытаются влиять на нас, историков. Один всероссийский фонд продавливает нас к сотрудничеству. Им нужны имена, чтобы ими прикрыться.
Прожить день на пайке
- Одна из немногих тем, вокруг которой общество объединяется, - бесценный подвиг солдат и тыловиков в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. А что она стоила Красноярскому краю?
- Очень многие, к сожалению, сводят ответ на этот вопрос к числу тех, кто не вернулся с фронта. Но кроме потерь среди солдат, сражавшихся против вермахта, есть колоссальное число загубленных жизней в тылу. От бомбёжек ли, от голода ли, истощения, перенапряжения человеческих сил у станков. Мы не можем сказать в точности, сколько жителей региона погибли на фронте, - архив краевого военкомата был утерян по пути в Москву, в послевоенные годы. А население... Кто его считал? На данные двух переписей - 1938 и 1948 годов - не можем ориентироваться: в этот период были такие движения населения! Можно говорить лишь об официальной статистике потерь гражданского и военного населения в 1941-1945 годы по всему Советскому Союзу - 25-26 миллионов человек.
- Как о Великой Отечественной войне говорить с детьми, чтобы не впадать в пустую патетику?
- Надо рассказывать о фронтовой повседневности, о каждодневном подвиге в тылу. Как люди в 6 утра вставали, шли к станку, и в 11 ночи от него выпадали, ложась спать тут же. Как сверстники современных подростков работали в поле или на заводе полный рабочий день. Не могли пойти в школу - не было одежды, обуви или даже самой школы. В современных фильмах есть мясорубка, секс, политика. Игра в «войнушку». Но нет живой истории, не говорится о том, что на фронте любили, оттуда ждали, люди друг другу были верны. 4 года жили в экстремальных условиях - как на фронте, так и в тылу, разве что угроза смерти была чуть меньше. В одном из районов края мы ради эксперимента показали детям дневной паёк военного времени в натуральную величину. Они увидели горстку макарон, 20 граммов, полтора куска сахара - и это было на неделю, две промёрзшие картофелины в сутки, и то в лучшем случае, и тогда до них дошло, что такое война.
- Обусловлена ли трагедия Великой Отечественной лишь личностями двух тоталитарных правителей - Гитлера и Сталина?
- Можно подумать, руководители Франции, Англии и США были белыми и пушистыми! СССР в 30-е годы пытался создать систему коллективной безопасности стран Европы, предлагал подписать военные договоры. Неужели это Советский Союз в 1938-м «скормил» Гитлеру Чехословакию? Или всё-таки Англия и Франция? А 3 сентября 1939-го Польшу Германии отдали! Ни одного военного выступления на границе Германии и Франции не было в протест этому. Потом целый год сидели и ждали: что будет дальше? И ведь сейчас происходит то же самое! Западный мир не понимает, что делает господин Порошенко, зато вот Путин... Увы, по-прежнему действует политика двойных стандартов...