Археология – одна из тех наук, которые со временем приобрели массу различных мифов. О том, какие именно легенды склонны придумывать люди и почему эти истории такие живучие, корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником отдела археологии и этнографии красноярского краеведческого музея Сергеем Фокиным.
Первые археологи междуречья
Татьяна Руденко, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Сергей Михайлович, что такое вообще археологические мифы? Почему они возникают?
Сергей Фокин: Археология давно связана с мифами. Человек всегда стремился найти всему объяснение, и самым лёгким путём было придумать простое, доступное для восприятия обоснование. Древние вещи давным-давно попадаются людям в руки - как-никак, человечество существует 3 млн лет, 40 тыс. лет назад оно уже расселилось по всей планете Земля. Например, каменные топоры, подобные тем, что были распространены в Сибири 9-5 тыс. лет назад, находили давно и называли их огненными или громовыми стрелами бога. Причём это происходило повсеместно: в Китае, у древних римлян, на побережье Тихого и Атлантического океанов. Якобы когда при грозе молния бьёт в землю, появляется такая огненная стрела - окаменевшая молния. У русского народа в XVII-XVIII вв. было поверье, что такие каменные топоры обладают целебными свойствами. Если их с определёнными травами прокипятить в котелке и выпить этот отвар, то можно много от чего исцелиться. Так что сказка про кашу из топора, сваренную солдатом, имеет некоторую реальную предысторию.
- Наверное, мифы возникают тогда, когда ещё нет достоверных научных данных, а интерес к прошлому уже просыпается. Кого, хотя бы условно, можно считать первым археологом?
- Из письменных источников о Древнем Риме мы знаем, что римский император Октавиан Август собирал окаменелости, палеонтологические вещи: кости вымерших животных, которые ассоциировались с различными мифическими героями. Но первыми достоверно стали коллекционировать предметы археологии цари Позднего Вавилона в VIII-VII веках до н. э.
Тогда вавилонские царские особы проявляли большое внимание к прежним династиям Междуречья. На местах старых цивилизаций, где города были уже засыпаны песком, по царским приказам проводились раскопки, и в клинописных текстах мы можем встретить такие слова: я, император такой-то, приказал провести раскопки на месте города, чтобы добыть себе вещи легендарных царей.
Химера из Пилтдауна
- О чём же фантазируют больше всего? И почему?
- Очень мифологизированная тема - появление человека. Приведу один пример - возникновение так называемой Пилтдаунской химеры. В начале XX века Великобритания была наиболее развитой в мире страной. Англичане очень стремились, чтобы всё у них было самое первое. Конечно, приходилось мириться с тем, что египетские пирамиды всё-таки не у них, но, с другой стороны, Египет тоже был колонией Великобритании. Было ясно, что первый человек появился не в Англии, и это их очень беспокоило: как же так? И нашёлся местный любитель-краевед, который якобы открыл недостающее звено древнего человека. Он проводил свои раскопки на востоке страны, в небольшом городке Пилтдаун. Был найден небольшой обломок черепа и челюсти. Получается, что Англия тоже участвовала в эволюции древнего человека, хотя считалось, что условия для развития вида гоминид были неподходящими. Но в данном случае всё вроде бы устроилось, было объявлено, что в Англии тоже есть костные остатки древнего человека.
И только в 1950-х годах молодые английские антропологи достали эти кости, и оказалось, что они происходят от нескольких видов. В частности, череп принадлежит человеку XVI века, челюсть - обезьяне, привезённой из Африки. Более того, выяснилось, что этот первооткрыватель в своё время занимался подделками предметов.
Вопрос: почему же официальной наукой было признано существование Пилтдаунского человека, или, как его теперь принято в историографии называть, Пилтдаунской химеры? Когда желаемое выдаётся за действительное, это больше относится к честолюбию и политическим интересам. Археология часто вольно или невольно оказывается в этом замешана. И в самой науке всегда находятся люди, готовые ради собственного тщеславия и часто ради финансовых дивидендов пойти на фальсификацию.- Когда возникает какая-то загадка, касающаяся истории человечества, появляется большой соблазн привлечь к её решению инопланетян. Что далеко ходить - даже появление красноярских Столбов некоторые энтузиасты приписывают инопланетному разуму.
- Это целая плеяда мифов, связанных с появлением, происхождением древних цивилизаций. Скажем, расхожее мнение о том, что египетские пирамиды никогда, ни при каких обстоятельствах древний человек не мог построить. Не мог возвести и вавилонскую башню - всегда кто-то помогал, чаще инопланетяне. Возникает вопрос, почему инопланетяне тогда это всё делали, а сейчас они нам не помогают? Возьмём для примера наш старый железнодорожный мост через Енисей, снесённый в начале XX века. Мало кто знает, что он воздвигался полностью вручную, не было никакой механизации. Зимой вырубалась прорубь, вода в ней замерзала, и получалось углубление. Когда лёд нарастал, прорубали глубже, и так постепенно добирались до дна и тогда уже воздвигали опору. Причём делали на заклёпках, сварку в те времена еще не изобрели. Можем ли мы сейчас повторить подобное? Вряд ли. То есть у наших предков были свои технологии, сейчас утраченные. Более того, если вы спросите конструкторов космических аппаратов, те скажут, что уже не смогут вновь построить луноход, потому что сейчас применяются иные технологии и надо всё разрабатывать с чистого листа.
Духи за археологов!
- Бывает, даже не специалисту ясно, что некие легенды - это заблуждения. Однако они живут и передаются из уст в уста десятилетиями. Можете привести пример подобного?
- Широко распространённый миф - проклятие курганов, гробниц. Самый известный из них связан с гробницей Тамерлана. 21 июня советские археологи раскопали в Узбекистане гробницу, на которой было начертано: народу, нарушившему его покой, будет нанесено проклятье. И 22 июня началась война. В 1943 году Тамерлан был после изучения по указу Сталина захоронен, и мы в 1943 году начали побеждать. Вот такая «весёлая» взаимосвязь. Как будто не усилиями миллионов людей достигались победы, а силой духа Тамерлана. Но, во-первых, проклятия на могилах писались всегда. Захоронения оберегали все народы, Тамерлан тут совсем не оригинален. Тем более что писал не он, а те, кто создавал эту гробницу. Во-вторых, мы знаем о том, что план нападения на Советский Союз готовился ещё с лета 1940 года, а дата нападения решалась Гитлером уже чисто на политическом уровне - к середине мая немецкие войска были готовы начать войну. Всё. Конкретная дата тут роли не играет. И тем более не может быть речи о тех событиях, которые происходили в 1943 году.
- Другое широко известное «проклятье гробницы» касается так называемой алтайской принцессы. В чём там дело?
- Первые алтайские мумии были обнаружены в 1930-х годах. В VI-III вв. до н.э. в высокогорьях Алтая для захоронения делались курганные насыпи, вода проникала в погребение и там замерзала.
Впоследствии оказалось, что эти тела находятся в своеобразном стеклянном саркофаге, у них сохранились кожа, волосы, многие органические вещества, которые в обычных условиях разлагаются. И вот местные патриоты заявляют, что мумии нужно захоронить, потому что все проблемы республики, в том числе землетрясения, от того, что их потревожили. Но эти люди забывают маленькую деталь: предки тюркоязычных племён, которые пришли на территорию Алтая, выгнали оттуда население, относимое к пазарыкской культуре, к которым принадлежали эти мумии, и уже в то время напакостили так, что если и были какие-то проклятия духов скифских народов, то они в первую очередь легли бы на тех пришедших тюрков. На самом деле, эти захоронения к тюркским этносам не имеют никакого отношения, и их проклятья просто глупость.Я больше скажу: даже если и существуют духи умерших, они должны поддержать археологов. Потому что мы знаем: умершие живы до тех пор, пока о них помнят. Долгое время эти курганы были забыты. Благодаря археологам мы сейчас прекрасно изучили древнюю историю, знаем, что здесь происходило. И поэтому, когда мы выкапываем, мы в первую очередь не разоряем, а наоборот возрождаем память об этих людях и невольно заставляем чтить эти культуры, этих ушедших людей.