Примерное время чтения: 7 минут
538

Позолоти ручку лайком. Соцсети как новый инструмент власти

«АиФ на Енисее» №42 (1823) 15/10/2015

Когда красноярские политики «умирают» в соцсетях, чем страшен «синдром Светланы» и информационный запой, рассказал Андрей Шалимов, исследователь социальных сетей.

Все ушли в сеть

- Андрей, правда, что большинство пользователей живёт сегодня ради лайков и одобрений?

- Социальные сети поглощают главные события в жизни людей. Сегодня мы узнаём, что у товарища родился ребёнок, что он женился, из соцсетей. Даже свадьбы происходят для альбома на своей страничке, чтобы лайкали, писали, «какая красивая», то же - с путешествиями. Нет одобрения - доходят до крайнос­тей: в мире известен «синдром Светланы»: в 2008 году в Сербии девушка покончила с собой после того, как серия её постов не собрала ни одного лайка, комментария или репоста.

- Раньше много писали о зависимости от социальных сетей. Люди удаляли страницы и снова восстанавливали - с ними теряли связь друзья, которые оставались в сетях.

- Мы зависим от общения, трафика на дорогах, погоды в той же степени, что и от соцсетей. Сами по себе они ничего не делают. Сегодня больше 70 млн человек каждый день заходят только на сайт «ВКонтакте», и с ростом их числа процент психологической зависимости будет один и тот же. В каждой квартире живёт тот, у кого есть страница в Интернете.

- Получается, если тебя нет в соцсетях, тебя нет нигде?

- В нынешний век там важно присутствовать, всё чаще проводятся встречи онлайн. В сети люди объединяются для мероприятий в реальности. Например, местные блогеры проводят акции по сбору мусора.

У пользователей соцсетей раздвоение личности? Коллаж Максима Тодорашко.

Информационный запой

- Есть мнение, что соцсети отучают нас связно усваивать информацию. Вы как считаете?

- Главный парадокс современной медиакультуры - передача информации не означает, что она станет знанием. В Сети велик риск потерять возможность мыслить системно. Мозг вынужден совершать дополнительную работу для связи обрывков информации в единую ткань. Любое сообщение в Сети вырвано из контекста, человек «сёрфит», цепляется от одного куска к другому, он не может прочитать всю историю, не знает причин событий, теряется, уходит в информационный запой. Последнее место, куда нужно идти, чтобы что-то по-настоящему узнать, - социальные сети.

Так как в виртуальном мире усложнена навигация, нет указателей, маршрутов, легко раствориться в пространстве, которое ещё и не ограничено временем. Человек чувствует лёгкое раздражение, когда листает ленту, боится что-то упустить, его внимание максимально рассеивается. Рассредоточенность - главная черта социальных сетей, человек всегда находится в слабой позиции. А маркетологи, пиар-технологи, пользуясь рассеянностью пользователя, пытаются ему что-либо втюхать. Как цыганки на вокзалах, ищут тех, кто зазевался. Только они не погадать предлагают, а сделать лайк, репост, добавиться в группу.

- Правда, что весь рекламный бизнес ушёл в Сеть?

- Многие коммерческие структуры в Красноярске до кризиса размещали рекламу на телевидении, в газетах. По сравнению с Сетью размещение там в четыре раза дороже. Поэтому многие сегодня переходят в виртуальное пространство. Единственная рекламная отрасль, которая в 2015 году растёт, - Интернет, и в частности соцсети.

С патриархом на «ты»

- Получается, соцсети меняют общество?

- Практически во всех странах мира население можно разделить на поколения телевизора и социальных сетей. В России это люди старше 35 лет и младше. Разница в том числе в медиа-героях. Есть люди из телевизора, есть из социальных сетей. Мы не можем представить главу государства во «ВКонтакте», а люди из соцсетей неизвестны на телевидении. Ауди­тория подшучивает над Дмитрием Медведевым в «Инстаграме», оппозиции нет места в телепередачах государственных каналов.

Власть не всегда приживается в Сети, потому что там нет иерархии. Социальную сеть невозможно контролировать, это социальный институт наравне с государством, церковью, армией, традиционными медиа. Но если в других есть референтное лицо - президент и премьер представляют ветви власти, патриарх - церковь, то в соцсети с кем-то договориться нельзя. Коммуникация носит распределённый характер, все равны. Присутствие патриарха в Сети не реальное, оно пиаровское, иначе ему придётся принять обращение на «ты». Также сети делятся по тому, когда у людей было «золотое время». Если в СССР, люди сидят в «Одноклассниках». В 90-е - в «Фейсбуке». В нулевые - во «ВКонтакте», «Инстаграме» и «Твиттере».

«Фейсбуковский» горсовет

- Это нормально, что в Красноярске многие политики живут в соцсетях?

- В нашем крае много примеров, когда политики заводят личные страницы перед выборами, а потом их аккаунт умирает. Это мы видели на примере Александра Коропачинского, Эдхама Акбулатова, Виктора Толоконского и других, чьи аккаунты вели профессионалы. Но есть ряд политиков, которые живут в Сети сами, пишут от души, например, Владимир Владимиров - он настоящий, ведёт себя естественно и стал благодаря этому мемом. Показателен сегодня состав городского совета - его работа освещается в Сети и вызывает очень большую шумиху, это «фейсбуковский» горсовет. А вот весь состав ЗС, который был выбран в 2011 году, - люди из телевизора, за исключением Алексея Клешко, который известен в Сети.

- Зачем это власти?

- Они пытаются обратиться к аудитории, которой нигде больше нет и которая будет вырастать. Система рекрутирует и чиновников новой формации. На примере министра культуры можно сказать: её успех в том, что она открыта, в работе активно использует соцсети, её возраст соответствует аудитории. То же касается и руководителя агентства молодёжной политики края Сергея Ладыженко, например.

- На Ближнем Востоке народ, организовавшись через соцсети, сменил ряд неугодных правителей. Можем ли мы говорить о появлении пятой власти?

- Я бы не разделял четвёртую и пятую власть: соцсети, журналы, ТВ - всё одно. Четвёртой властью называют общественное мнение, оно формируется и СМИ, и Сетью. Мы помним ситуацию с защитой интернет-сообществом красноярского журналиста Олега Леонтьева. Показателен пример кампании против ферросплавного завода. Группа «Красноярск против!» собрала 50 000 подписчиков и привела на площадь пять тысяч протестующих, это был самый многочисленный протест за всю историю края. Этим занимались профессионалы, продумывали стиль, вирусный характер. Без сетей этого бы не произошло. Я считаю, что отчасти благодаря им в Красноярске сменился более 15 лет руководивший политическими процессами Василий Кузубов. На его месте сегодня - первый заместитель губернатора Сергей Пономаренко - человек, который понимает, как устроены социальные сети.

Страница как помеха

- В некоторых странах работодатели проверяют страницы соискателей. А в нашем крае такое практикуют?

- Соцсети штудируют не только работодатели, но и судебные приставы, сотрудники следственных органов, кредитные организации. Для работодателя важно, не много ли фото соискателя с алкоголем, для кредиторов - уровень потребления, семейные отношения. Я узнаю про человека, с которым буду проводить деловую встречу, читая его страницу. Это важное умение в бизнесе сегодня - читать и вести соцсеть.

- Как же выйти из позиции неосознанного пользователя?

- В соцсетях необходимо соблюдать гигиену, добавлять в друзья только тех, кто тебе симпатичен, подписываться на то, что тебе интересно. Нужно регулярно перечитывать, что ты пишешь и публикуешь на своей странице, понимать, для чего. Личные и интимные фото и видео делать закрытыми, а что касается открытых - понимать, кто и как их увидит, - будь то работодатель или близкие.

ДОСЬЕ:
Андрей ШАЛИМОВ родился в 1984 году в Красноярске. Автор монографии «Философия социальных сетей» - первого исследования подобной темы в стране. Преподавал в СФУ. Одним из первых в Красноярске начал заниматься раскруткой образовательных, бизнес-, технических сообществ через социальные сети.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах