Примерное время чтения: 9 минут
3430

Правда о войне. О чём не пишут в учебниках истории России и Европы

В учебниках истории Росии и Европы разная трактовка событий Второй мировой войны.
В учебниках истории Росии и Европы разная трактовка событий Второй мировой войны. / Светлана Хустик / АиФ

Зачем немецкие школьники живут в концлагерях, и почему поляки гордятся своим народом, пережившим оккупацию? О чем не пишут в российских учебниках? На интернациональной выставке «Разные войны», которая проходит в Красноярске, представлены разные взгляды на события Великой Отечественной войны. На ней побывала корреспондент «АиФ-Красноярск».

Неудобная тема

Идея выставки принадлежит председателю пермского «Мемориала» Роберту Латыпову. Они вместе с историками из Германии, Польши, Чехии, Литвы и Италии проанализировали то, как подается тема Второй мировой войны в учебниках истории их стран. И выяснили, что для каждой это была своя война. О наиболее ярких различиях в интерпретации тех событий рассказала старший научный сотрудник Красноярского музейного центра Екатерина Любимова.

Как считает Роберт Рамилевич, авторы итальянских учебников меньше всего упоминают о Второй мировой войне, так как в это время в стране шла гражданская война. Хотя Италия потеряла в битве с Советским Союзом 80 000 человек - громадная цифра для небольшой итальянской армии. Но эта неудобная тема не затрагивается.

В Чехии война началась в сентябре 1938 года, и почти сразу же страна была оккупирована немецкой армией. Для чехов это было травмой, предательством - практически без боя одно государство было захвачено другим. Именно шоком чехи объясняют своим школьникам, почему в стране было не развито сопротивление, совсем не было партизанского движения. Понятно, что оправдания мало. И на страницах учебников всплывает ещё одна причина - в Чехии мало лесов, и партизанам негде было бы прятаться.

В итальянских учебниках меньше всего упоминают о Второй мировой войне.
В итальянских учебниках меньше всего упоминают о Второй мировой войне. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Литовские учебники также говорят о том, что народ находился в состоянии травмы. Однако они умалчивают, например, что во время уничтожения евреев одними из самых ярых и инициативных были не нацисты, а именно литовцы.

В Польше война началась 1 сентября 1939 года. И, оказывается, здесь было уникальное движение Сопротивления, которого не было больше нигде. Только в одной армии Крайовой состояло 40 000 человек. На оккупированных территориях поляки умудрились создать подпольные университеты, вести торговлю и даже издавать женские журналы по садоводству. Всё это подробно описывается в учебниках.

Сказать правду

«В учебниках Германии красной нитью проходит попытка разобраться, «как получилось так, что группка людей сманипулировала целым народом и в результате было уничтожено огромное количество человек». На уровне государства ставится задача, чтобы этого не повторилось», - поясняет Латыпов.

Немецкие школьники изучают тексты Гитлера и пытаются понять, чем же он зацепил людей, почему они за ним пошли. Каждый немецкий подросток за время учёбы как минимум три раза посещает концентрационный лагерь. Дети живут там по нескольку дней. Такая проработка своей истории относительно того, какое зло совершили их прадеды и деды, заслуживает уважения.

Немецкие школьники изучают тексты Гитлера и пытаются понять, почему народ пошел за ним.
Немецкие школьники пытаются понять, почему народ пошел за Гитлером. Фото: АиФ

По мнению авторов выставки, в отечественных учебниках по-прежнему «живёт и здравствует советский нарратив: нападение 22 июня, Брестская крепость, Москва, Сталинград». Но и у нас начали появляться «неприятные» темы: депортация, присоединение других государств. Меж тем авторы, продолжая советскую традицию, всё-таки лукавят.

В отечественных учебниках много говорится о «цене победы» в той войне.
В отечественных учебниках много говорится о «цене победы» в той войне. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

«Мы, как и другие европейские страны, долгое время замалчивали неудобные темы. Например, вряд ли советские школьники знали, что во время войны на оккупированной фашистами территории оказалось 70 миллионов русских людей. Об оккупации до сих пор говорилось лишь в двух ключах: о зверствах нацистов и о героизме партизан и подпольщиков. Конечно, это повод для гордости. Но как всё это время жило и чем занималось мирное население? Только в последнее время в наших учебниках стали появляться темы сотрудничества с нацистами, перехода во власовскую армию и т.д.», - приводит пример Латыпов.

Жертвы и память

И есть две темы, которые подаются совершенно по-разному - жертв и памяти. Например, в Германии не только приводятся цифры, сколько человек погибло во время войны, но и расписывается, как именно: на полях сражений, от ран, в плену, мирного населения и т.д.

«В отечественных учебниках же по-прежнему фигурирует одна безликая цифра - 20 миллионов. Авторы наших учебников до сих пор с гордостью используют формулировку «цена победы». Если в Германии и Польше пытаются анализировать, можно ли было уменьшить количество жертв, то у нас эта тема не поднимается вовсе. Мы не задумываемся, что, может быть, нужно было помогать людям, которые жили на оккупированной территории, поставлять им лекарства, например. Никто не принижает нашу победу, но грустно, что многие человеческие темы и в новых редакциях учебников забываются», - считает Роберт Латыпов.

Монумент в деревне Лидице - в Чехии главный памятник жертвам Второй мировой войны.
Монумент в деревне Лидице - в Чехии главный памятник жертвам Второй мировой войны. Фото: АиФ/ Светлана Хустик

Ещё одно серьёзное отличие можно проследить по теме памяти. Например, в Чехии главный памятник жертвам Второй мировой войны - это монумент в деревеньке Лидице, который стоит на месте, где она раньше располагалась. По приказу немцев деревня была уничтожена в 1942 году. Всё мужское население, включая подростков и стариков, расстреляли на глазах у женщин и детей, которых после уничтожили в концлагере. Выжили лишь три малыша, их отдали в немецкие семьи для онемечивания. Монумент состоит из скульптур детей этой деревни с портретным сходством по фотографиям. Они стоят, плотно прижавшись друг к другу в тот момент, когда уже расстреляли их отцов и угнали матерей. Подойти к этому памятнику сегодня невозможно, вокруг все завалено цветами и мягкими игрушками.

Памятник, имеющий под собой реальную историю, трогает гораздо больше, чем, например, советский памятник Неизвестному солдату, спасшему девочку, который до сих пор, почти единственный, фигурирует в наших учебниках.

И еще один момент, который, по мнению авторов выставки, вызывает бурю эмоций. В немецких учебниках они обнаружили фото, где канцлер Брандт в 1970 году преклоняет колени перед героями гетто. Этот факт вызвал жуткий скандал. Многие немцы оскорбились. Но для большинства это стало решающим моментом, когда они тоже смогли попросить прощения.

«Если посмотреть на то, как пода­ется Вторая мировая война в отечественных учебниках, становится понятно, что ещё не скоро у нас будут сняты табу с определенных тем. В последние годы наше государство упорно поворачивается к модели, которая была 30-40 лет назад, когда не приветствовались разные точки зрения, а была одна, «правильная». И пока мы не развернёмся обратно к открытому обществу, в котором можно обсуждать разные темы с разных точек зрения без перспективы быть наказанными за свои мнения в уголовном порядке, у нас вряд ли что-то изменится», - Алексей Бабий, председатель Красноярского общества «Мемориал».

Кстати, русская версия выставки уже была показана в Москве, Екатеринбурге, Перми и Новосибирске. В Красноярске работа выставки продлится до 31 января 2017 г.

Мнение эксперта
Анна ТОЛМАЧЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории КГПУ: - В России принят историко-культурный стандарт, в соответствии с которым во всех современных учебниках изложена история Великой Отечественной войны. С моей точки зрения, в последних редакциях наших учебников стали появляться вещи, которые ранее не озвучивались: повседневная жизнь советских людей, сотрудничество с врагами, потери. Но ответить, какая страна больше, а какая меньше готова говорить правду, сложно. Для этого нужно всестороннее и длительное исследование. Ведь есть большая разница, какие именно учебники брались для анализа. Причём как в России, так и в Европе. На мой взгляд, той информации о войне, которая есть сегодня в российских учебниках, достаточно. На изучение у нас отводится всего 4 часа. Дать что-то большее девятиклассникам учитель просто будет не в силах.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах