Примерное время чтения: 7 минут
411

Предновогодний ажиотаж. Как лучше и выгоднее делать покупки к празднику?

Важнее не сам праздник, а время подготовки к нему.
Важнее не сам праздник, а время подготовки к нему. pixabay.com

Несмотря на то что пандемия коронавируса не сдаёт своих позиций, подготовку к празднику никто не отменял. Люди, провожая старый, сложный год, готовятся к встрече нового, очень часто сметая с полок магазинов всё подряд. Как правильно делать покупки к празднику, как выросли потребности покупателя и станет ли популярной интернет-торговля, мы обсудили с заведующей кафедрой товароведения и экспертизы товаров СФУ Ириной Кротовой.

В Интернете или в магазине?

Вера Ракова: Ирина Владимировна, в последние годы заказ товаров через Интернет набирает популярность. А пандемия коронавируса ускорила этот процесс. Как считаете, вытеснят ли онлайн-покупки обычную торговлю?

Фото: Из личного архива/ Ирина Кротова

Ирина Кротова: Интернет-торговля, конечно, появилась не в марте 2020 года. Просто так сложились обстоятельства, что в условиях пандемии, когда многие находились на самоизоляции, возможность доставки товаров стала наиболее удачной, а потому востребованной формой. После улучшения эпидобстановки онлайн-торговля сохранится и будет расширять сферы своего влияния. Например, постепенно в Интернет могут уйти закупки бытовой и сложной электронной техники, оценку качества которой потребитель может осуществить только в процессе эксплуатации. Причём заказы через Интернет зачастую дешевле: нет торговой наценки, куда входит плата за аренду магазина, работу продавцов и прочее. Но интернет-магазины не смогут полностью вытеснить традиционный формат торговли, по крайней мере, не в ближайшие несколько десятков лет. И магазины в шаговой доступности, и крупные торговые сети останутся, потому что потребителю важно видеть, что он покупает, потрогать руками, рассмотреть маркировку товара. Экран не передаёт запах продукта, а оценить материал одежды или обуви по описанию сложно, размер, фасон и цвет не всегда соответствуют действительности. Причём на картинке товар выглядит красиво, в реальности же может стать полным разочарованием. И пусть деньги за неподходящий товар вернут – время будет потрачено зря.

Есть в походах по магазинам и приятный психологический момент – это своего рода релаксация, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, возможность пообщаться с людьми. Причём во время и после отмены режима самоизоляции такой формат стал наиболее предпочтительным. В целом же и интернет-, и офлайн-торговля развиваются параллельно, и у каждого из этих форматов есть свои сторонники и противники. Торговля – очень гибкая отрасль экономики, она чутко реагирует на запросы общества и стремится к оперативной реакции на них: не хочешь или не можешь выходить из дома – покупай в Интернете, нравится ходить по магазинам – пожалуйста.

Читаем этикетки

– А что скажете о качестве товаров? Изменилась ли потребительская культура современного общества?

– Сегодня покупатель достаточно грамотен: люди стараются покупать по возможности более качественные товары, которые будут удовлетворять потребности и служить дольше. Отказываются от некачественных, с коротким сроком службы, «одноразовых» вещей, потому что не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. Что касается пищевых продуктов, многие переходят на товары для здорового образа жизни, отдают себе отчёт в том, что человек есть то, что он ест.

Однако современная пищевая химия достигла небывалых высот, наши органы чувств часто обманывают и делают для нас полусинтетический продукт более предпочтительным по вкусовым качествам, чем натуральный. Выросло целое поколение, которое никогда не пробовало настоящего молока, мяса. Они им кажутся не такими яркими и вкусными, как коктейли, колбаса, сосиски. И это проблема, которую надо решать на государственном уровне. Но в целом потребительская культура растёт, покупатель требует более качественный продукт. Люди, причём разных возрастных категорий и социальных групп, чаще стали читать этикетки, изучая состав продукта на наличие заменителей, растительных жиров, консервантов, усилителей вкуса. И это очень хорошо, потому что это наше здоровье и здоровье будущих поколений.

Подарить эмоцию

– Приближается Новый год. Люди ищут подарки для своих близких, друзей и коллег. Как в этом разнообразии выбрать тот, который не будет бесцельно лежать несколько лет, потому что выбросить жалко и применить нельзя? Но при этом уложиться в бюджет?

– Покупки желательно делать заранее – будет время всё обдумать. Потому что подарок, а особенно новогодний, – это прежде всего эмоция. Самый лучший экспромт – тщательно подготовленный. Праздник длится всего несколько дней, гораздо важнее его ожидание и подготовка к нему. Поэтому чем дольше мы готовимся, тем большее удовольствие получаем. И плюс результат, который в итоге не разочарует.

В новогоднюю ночь чуда ждут не только дети, но и взрослые в глубине души верят в сказку. С малышами всё просто – они пишут письмо Деду Морозу, а взрослому надо постараться купить то, о чём этот человек мечтал весь год. Друзьям можно подарить что-то шуточное, благо, сейчас есть много разных лавок с сюрпризами. Но есть негласные правила, что дарить не принято, например, средства гигиены, женщинам – алкоголь.

Что касается сослуживцев, коллег, партнёров по бизнесу, подарок не должен быть формальным – это знак уважения к человеку, определяющий дальнейшие отношения с ним. Хорошо, если вы знаете его интересы, увлечения. Что касается стоимости подарка, она не должна быть запредельной. Дорогие подарки обязывают, ставят получателя в неловкое положение. Мне очень нравится европейская корпоративная традиция, когда цена подарка не должна превышать 20 долларов.

Обмануть маркетолога

– Традиционно во многих семьях накрывают большой стол. Как купить всё необходимое, не потратить лишнего, ведь в магазинах акции, скидки, подарки и всё так красиво оформлено?

– Сколько готовить и как накрывать новогодний стол, каждая хозяйка решает сама. Опытная ещё и заранее продумывает меню новогоднего стола, раскладывает блюда на составляющие, формирует список. У каждого продукта свой срок годности. Поэтому то, что хранится дольше, лучше покупать заранее. То же самое с напитками. Если к Новому году готовиться загодя, можно воспользоваться всевозможными акциями, которые есть в торговых сетях. А напоследок оставить только продукты короткого хранения – хлебобулочные и молочные изделия, овощи и фрукты.

Позволю себе напомнить всем хорошо известный секрет: перед тем как отправляться в магазин, нужно продумать, что необходимо купить, и составить список покупок. Надо понимать, какую сумму вы готовы потратить на это, и лучше заранее себя ограничить в финансах. Маркетологи – специалисты своего дела, они учитывают как наши осознанные, так и бессознательные желания, а потому делают всё, чтобы мы покупали больше, и лучше дорогие товары. Во время похода по магазину стараемся не брать то, чего нет в списке. Не забываем читать маркировку на потребительской упаковке товара, потому что, пока мы изучаем товар, ажиотаж спадает, начинает включаться сознание, и мы делаем более осознанный выбор. Самые неудачные покупки делаются в спешке 31 декабря, когда мы хватаем с полки то, что попалось на глаза, лишь бы успеть всё купить и всех одарить.

Конечно, хочется походить по магазинам подольше, выбрать более тщательно, но в сегодняшних условиях лучше воздержаться от долгих походов за покупками. Безопаснее посидеть несколько часов перед экраном компьютера и выбрать подарки через Интернет, заказать доставку продуктов на дом. Прогулки по торговым рядам лучше оставить до лучших времён. В итоге вы не только оградите себя от инфекции, но и сэкономите время для общения с родными и близкими, например, прогулявшись с ними на свежем воздухе.

Досье
Ирина Кротова. Родилась в Красноярске в 1965 году. Окончила Красноярский государственный университет. Заведующая кафедрой товароведения и экспертизы товаров СФУ, доктор педагогических наук, доцент. Автор многочисленных научных работ. Замужем, есть сын.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах