Примерное время чтения: 7 минут
1361

Пятый мост важнее метро!

«АиФ на Енисее» №47 (1828) 19/11/2015
Степан Амелькин.
Степан Амелькин. Из личного архива

Одна из самых обсуждаемых тем в последнее время - новая транспортная схема. Степан Амелькин, член рабочей группы по оптимизации дорожного движения в Красноярске, популяризатор научных подходов к формированию городской среды, а также автомотогонщик, имеет своё мнение на этот счёт.

Баррикады

- Степан Геннадьевич, волнения по поводу закрытых поворотов, односторонних улиц не утихают уже больше месяца. Люди не могут привыкнуть к новшествам, возмущаются, кто всё это придумал.

- Сегодня все шумят по поводу последних изменений, связанных с улицами Лебедевой - Республики. На самом деле, в дорожно-транспортной сети Красноярска с марта произошло больше изменений, чем за последние 5 лет. Часть из них связаны с вводом 4-го моста, а также с ремонтом пр. Свободный, моста через Качу и строительством виадука на ул. Брянская. Но большинство нововведений остались незамеченными, в том числе благодаря тому, что в городе начали применяться современные методики моделирования и оценки дорожной инфраструктуры.

Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Теперь этим занимается не ГИБДД единолично, а целая рабочая группа, куда входят специалисты департаментов транспорта, городского хозяйства, СФУ, проектных институтов, в том числе Гражданпроекта, предприниматели, общественники и все заинтересованные. Каждое изменение мы обкатываем как минимум на двух разных системах моделирования транспортных потоков. И решение принимаем, когда все члены группы голосуют «за».

В связи с вводом 4-го моста было разработано несколько схем. Одна из них проработана больше, но она предполагала изменение всей дорожной сети в центре города: несколько улиц нужно было буквально развернуть. Это довольно серьёзные преобразования, и запустить их вместе с мостом было бы неправильно. Поэтому пока приняли более щадящую схему. Но, как оказалось, и у неё нашлись противники - жители ул. Лебедевой, которым якобы стало невозможно ездить. Разбираясь в ситуации, мы обнаружили, что они давно сами перегородили блоками выезд со своей улицы на ул. Конституции, чтобы мимо них меньше ездили. После введения новой схемы оказалось, что у них вообще нет спуска на ул. Конституции. Получается, сами себя забаррикадировали. Но народная волна продолжала нарастать, на неё наложилась растерянность тех, кто просто не разобрался, как ездить по-новому, и в конечном итоге глава города разрешил там левый поворот, из-за которого глобально, кстати, ничего не поменялось.

Дальше, но быстрее

- Люди возмущаются, когда им некомфортно. Прошедшим летом и осенью городские улицы порой просто колом стояли. При разработке новых схем насколько оправдываются ожидания?

- По-разному бывает. В ситуации с ремонтом моста через Качу мы прогнозировали ухудшение дорожной обстановки на 10%. А получили улучшение, причём значительное. То же самое с ремонтом пр. Свободный. Были беспокойства, что весь город встанет в пробку. Но в большинстве заторы были на спуске со Свободного. И, кстати, аварийность в период ремонта была низкой. В последнее время мы начали применять довольно спорный метод, который критикуют многие архитекторы: перепробеги. Это когда до места назначения ехать чуть дальше, но зато гораздо быстрее.

Вообще комфортность водителя - понятие спорное. Сегодня активно обсуждается деавтомобилизация, в частности центра города. Об этом же в голос говорят все приезжие специалисты: «Не делайте комфортным движение на автомобилях, пусть люди стоят в пробках, только тогда они пересядут на общественный транспорт». Здравый смысл в этом есть. Моё мнение - нужно всё считать. Если человек на своей машине будет ехать полтора часа, а на автобусе 40 минут, он пересядет на автобус. Но сначала нужно сделать так, чтобы перемещение в общественном транспорте не было оскорбительным. Человек не должен выйти из автобуса помятым, терпеть запахи, некомфортную температуру. Поэтому сначала условия, а уж потом курс на деавтомобилизацию. Кроме того, в России ещё одна проблема - личный автомобиль у нас до сих пор является признаком социального статуса. Но как убедить человека, что машина давно не роскошь, а всего лишь средство передвижения, не знаю. Сделать модным велосипед? Кстати, введение платных парковок - тоже курс на деавтомобилизацию. Сделать движение в центре города как можно более неудобным для автомобилистов. Платные парковки - это действия именно в этом направлении.

Фото: АиФ/ Анатолий Белоногов

Автошколы - преступление

- В Красноярске некомфортно ездить не только из-за пробок. За последний год в городе произошло рекордное количество аварий, в том числе и с общественным транспортом. Что с этим делать?

- Это проблема не только Красноярска, но и России в целом. И она вытекает в 30 тыс. погибших в год - такой цифры нет ни в одной стране мира. Решать её нужно глобально, начиная с обучения в авто­школах. Простой пример: чтобы стать инструктором на горнолыжном курорте, нужно быть кандидатом в мастера спорта, инструктором в автошколе - достаточно иметь формальный стаж три года. В результате всё, чему учат в наших автошколах сегодня, - преступление. Управление автомобилем - сложный психофизический процесс. У нас есть органы чувств, которые воспринимают информацию и должны на неё правильно отреагировать. Для этого в голову нужно заложить правильную ментальную программу. Сделать это может только специалист в автоспорте, и чем в более раннем возрасте, тем лучше. С опытом это не приходит, стаж только закрепляет старые ошибки. В автошколе человек получает установку: соблюдай ПДД и будешь прав. Во всём мире этот тезис является преступным. На самом деле, в огромном количестве аварий кто-то из участников соблюдал правила, но это ему не помогло.

Пробочность и повышение комфортности движения - тоже вопросы безопасности. В пробке человек сильно устаёт, градус раздражения повышается. А как только мы получаем хотя бы одну раздражённую машину в потоке, это ощущение передаётся на всех участников движения, появляются очаги агрессии. При выплеске адреналина управлять автомобилем, особенно неподготовленному человеку, сверхсложно, и он попадает в аварию. Отсюда - повышая комфортность, мы в первую очередь увеличиваем безопасность.

- Что значит в более раннем возрасте? Ведь права на машину выдаются с 18 лет.

- Неважно. Идеально начинать учиться вождению с двух с половиной лет, в три года - хорошо, в пять - чуть хуже. Именно в этом возрасте закладывается правильная ментальная программа, а не тогда, когда все психомоторные функции сформированы. Поэтому во всём мире развит детский картинг. В Финляндии он преподаётся в школе как обязательный предмет. Таким образом, все навыки отрабатываются в автоспорте, и на дороги выезжает абсолютно подготовленный профессиональный водитель, а не любитель. Ни в России, ни в Красноярске условий для этого практически нет.

- Недавно губернатор края сказал, что метро в Красноярске всё-таки будет достроено. Насколько оно разгрузит улицы?

- Моё мнение - пятый мост, который прорисован в Генплане, сегодня нужнее, чем метро. Хотя с точки зрения деавтомобилизации метро, конечно, важнее. Кстати, улучшить ситуацию на дорогах могло бы и транспортное железнодорожное кольцо, которое на самом деле было бы очень интересно, если бы работало на регулярной основе, а не три электрички в день.

Досье:
Степан АМЕЛЬКИН. Родился в 1981 году в Железногорске. Окончил СФУ. Работал главным дизайнером института «Горпроект». Сейчас сотрудничает с Управлением дорог, инфраструктуры и благоустройства департамента городского хозяйства Красноярска. Женат.

  • Вы пользуетесь четвертым мостом через Енисей?

    • 7%
      Постоянно
    • 23%
      Изредка
    • 70%
      Никогда
Всего: 336
Все опросы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах