Примерное время чтения: 9 минут
1892

Роды в тайге и сожженный чум. Какими были традиционные верования эвенков

«АиФ на Енисее» №51 (1936) 20/12/2017 Сюжет Проект «Соседи»
Эвенкийский род вёл происхождение от одного предка по мужской линии.
Эвенкийский род вёл происхождение от одного предка по мужской линии. / К. Кузьмина / Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Передать жизнь из поколения в поколение – наверное, самое важное, что есть у каждого народа. Поэтому встреча маленького человека и проводы в другой мир старого всегда сопровождались обрядами, призванными сберечь новорожденную жизнь и направить уходящую. О традиционных обрядах, сопровождавших рождение и смерть, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал сотрудник красноярского краеведческого музея Михаил Баташев

Рождение…

Эвенкийский род вёл происхождение от одного предка по мужской линии. Браки внутри рода были категорически запрещены. Члены одного рода поддерживали друг друга: помогали в житейских делах, защищали от опасностей.

«В традиционном эвенкийском обществе добрачные половые отношения не осуждали. Молодые люди могли встречаться, практически не скрываясь от глаз окружающих. Даже добрачная беременность не являлась препятствием для последующего выхода замуж. Жён добывали на войне, которую зачастую затевали специально для этого. Бывало, что меняли девушек между двумя семьями, в этом случае не требовалось ни калыма, ни приданого. Чаще же при заключении брака семья жениха должна была выплатить калым семье невесты, а та в свою очередь - снабдить приданым дочь».

В 11 лет мальчик получал первое ружье.
В 11 лет мальчик получал первое ружье. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

Основным смыслом создания семьи было рождение детей. Бездетность считалась большим несчастьем. На беременную накладывалось много ограничений, чтобы уберечь её и будущего ребёнка. Ей запрещалось есть мясо с головы и шеи медведя, чтобы роды не были тяжёлыми. Нельзя было наступать на нож или топор, трогать подвесной крюк для котла - ребёнок станет дураком, перешагивать через верёвки - ребёнок запутается в пуповине. 

При трудных родах прибегали к различным магическим действиям. Одним из них было развязывание всех имеющихся в хозяйстве узлов, позже - размыкание замков. Роды проходили в специально построенном чуме. Вещи и одежду роженицы потом нужно было оставить в глухих местах тайги.

Через трое суток после рождения устраивали праздник. Главным был обряд «очищения» матери и ребёнка. Ребёнка пропускали через небольшой расщеп на стволике тонкого деревца. Со стороны выхода около расщепа устраивался дымокур из багульника. Просовывая ребёнка через расщеп, приговаривали: «Вся грязь осталась позади». Мать также «очищалась» дымом багульника. С этого времени она возвращалась к обычной работе в стойбище.

Эвенки празднуют Новый год в день летнего солнцестояния. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района

В колыбель ребёнка клали уголёк из очага, а сверху подвешивали когти медведя, чтобы малыш был под защитой могучего духа зверя. Возле новорождённого мальчика клали предметы, которые сделают из него хорошего охотника и воина, помогут вырасти метким, сильным богатырём и умелым наездником, - лук, копьё, потник и узду.

Дни рождения эвенки не праздновали, но имя новорождённому старались давать при полном собрании родственников, часто это было имя недавно умершего сородича. Могли нарекать также по названию любого предмета или животного, которое попадалось отцу на глаза.

Дети пользовались абсолютной любовью родителей. Разговаривали с ними в ровном, спокойном тоне, бить детей считалось недопустимым. Уже с 3-4 лет дети начинали помогать по хозяйству. Мальчики осваивали охотничий промысел с 6-7 лет, а в 11-12 лет получали первое ружьё. Девочки начинали шить и вышивать лет с семи.

Жён эвенки добывали на войне. Фото: Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района/ К. Кузьмина

… и смерть

Эвенки считали, что болезни и смерть человека происходили от происков злых духов. Поэтому в погребальном обряде активную роль играл шаман - защитник рода. Камлая, он должен был доставить душу умершего человека в нижний мир, в царство мёртвых, и оставить её там.

Сразу после смерти родственники умершего ставили новый чум, оставляя покойного в старом. Могилы не копали из-за боязни нанести раны живому существу - земле. Труп заворачивали в шкуры, туго перетягивали сухожилиями и вешали на дерево. Такая шкура называлась «мета». Умерших детей помещали в колыбелях на ветви деревьев, а «свёрток» с телом взрослого привязывали к вершине согнутого молодого дерева. Затем вершину освобождали, ствол распрямлялся, тело умершего человека оказывалось высоко над землёй и было недоступно хищникам. У подножия дерева оставляли ружье покойного с одним патроном, петли, нож, лук, стрелы, посуду - всё необходимое в другой жизни. Вещи ломали, у места захоронения забивали любимого оленя особым способом - путём сдавливания сердца или разрыва аорты. Позднее мясо этого оленя стали съедать, а голову его вешать на дерево.

Надо расти хорошим охотником и сильным воином.
Надо расти хорошим охотником и сильным воином. Фото: АиФ на Енисее

После похорон возвращались в стойбище, ступая след в след и не оборачиваясь назад. Чум, в котором находился умерший, сжигали, а стойбище переносили на новое место. Затем шаман проводил обряд проводов души, который мог продолжаться несколько дней. Камланием он доставлял душу умершего человека в нижний мир, в царство мёртвых. 

С приходом христианства у эвенков распространился обычай погребения в земле, а старый обряд воздушного захоронения существовал только при погребении шаманов, если они сами высказывали такое пожелание перед смертью. На могиле шамана оставляли его культовое облачение и шаманские принадлежности.

Обереги

Ребёнку делали железного человечка. Надевали поясок, красные тряпочки, затем завязывали человечка в белую тряпку и запихивали в соболиную шкуру. Он был рядом с ребёнком, помогал ему и охранял его.

Изготавливая одежду для ребёнка, подвешивали на спине мелкие колокольчики, бубенчики, чтобы отпугнуть от него духов, чтобы он не потерялся. А мать слышала, куда побежал малыш. На шапке, которую шили из шкуры оленя, оставляли ушки и рожки, чтобы избавить от напастей. Младенцу на руку привязывали нитку из бисера.

Знаменитые эвенки

Гантимур. «Тунгусский князь», родоначальник многочисленного российского княжеского рода Гантимуровых, который в XVIII веке славился могуществом и богатством.

Гантимур - одна из самых ярких исторических личностей эвенков. Он принадлежал к Дуликагирскому роду и был уроженцем тех мест, где позже был основан Нерчинск. Гантимур был родственником китайского императора. Вместе с 40 родовыми старшинами перешёл под подданство России. В 1685 году был крещён в Нерчинске под именем Петра. В 1686 году пожалован княжеским достоинством и записан в дворяне по московскому списку.

Иннокентий Увачан. Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Родился в 1919 г. в семье охотника-оленевода. В 1942 году призван в Красную армию. Гвардии рядовой Увачан в ночь на 30 сентября 1943 года переправился через реку Днепр и установил телефонную связь командования с плацдармом. За геройство и отвагу, проявленные в боях при форсировании Днепра, он был представлен к званию Героя Советского Союза. О высокой награде не узнал - 14 декабря 1943 года в одном из боёв на Украине он погиб.

Алитет Немтушкин. Известный эвенкийский писатель, поэт. Родился в 1939 г. в стойбище, в семье охотника, воспитывался в школах-интернатах и бабушкой Огдо - Евдокией Ивановной Немтушкиной. Окончил Ленинградский педагогический институт имени Герцена. После учёбы работал в Эвенкии корреспондентом газеты «Красноярский рабочий», затем редактором эвенкийского радио. Из-под пера Немтушкина вышло более 20 книг. Стихи и проза Немтушкина переведены на десятки языков народов бывшего СССР и социалистических стран. В 2002 году стал академиком Петровской академии наук и искусств.

Николай Оёгир. Эвенкийский поэт, фольклорист и сказитель. Родился в 1926 г. в стойбище на озере Еромо в семье кочевых эвенков. Поэзия Николая Оёгира интересна этнической достоверностью, своеобразным видением мира и восприятием окружающей среды. Он говорил: «У эвенка два родителя: фольклор и родная природа». Произведения Николая Оёгира живут в среде эвенков и сегодня - в песнях и памяти благодарных сородичей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах