В эти майские дни в красноярских школах звенят последние звонки, ученики и родители говорят слова признательности своим педагогам. В школе № 81 на улице Маяковского трудится удивительная женщина – учитель начальных классов Альбина Кирилловна Добрякова. В свои 77 лет она по-прежнему влюблена в свою профессию и учеников, более 40 лет посвятила школе. «Старая гвардия» – так уважительно говорят коллеги о таких педагогах, как Альбина Кирилловна.
«Буду добрым учителем!»
Марина Володина: Альбина Кирилловна, где прошло ваше детство, о чём мечтали в школьные годы и почему выбрали профессию учителя?
Альбина Добрякова: Родилась я в Казахстане, в городе Усть-Каменогорске. Родители мои были люди простые: мама работала в больнице кастеляншей – сестрой-хозяйкой, отец воевал на фронте, вернулся раненым и вскоре умер. Нас, дочерей, у мамы было четверо, ей приходилось очень сложно. Она работала день и ночь, чтобы нас прокормить. Нужно памятник ставить таким людям!
В школе у нас учителя были очень строгие, даже порой обижали меня, потому что я была из простой бедной семьи. И всё же я ещё в детстве решила, что непременно стану учителем – другим: добрым, хорошим, который любит детей.
Окончила педагогическое училище в Усть-Каменогорске, встретила своего будущего мужа – Павла. Он был геологом, и мы вместе с ним уехали на Север, в Эвенкию, а потом работали на Чукотке, на стройках Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Педагогический институт окончила в Благовещенске. И всю жизнь работаю учителем начальных классов.
Закалённая севером
– Помните свой первый класс, учеников, первые уроки?
– Моя первая школа в Эвенкии. Мне было тогда лет двадцать семь, и я сразу стала директором школы в Кузьмовке – старообрядческом посёлке на Подкаменной Тунгуске. В школе не было ни одного учителя, предыдущая учительница запила и бросила работу.
Мы приехали в посёлок вместе с мужем – геологом. Добирались туда на вертолёте, а потом лодкой – очень далеко. Хорошо помню момент, когда вся деревня вышла встречать меня, новую учительницу. Я в белых брюках, на высоких каблуках, с пышной причёской! Сразу почувствовала, как жители буквально сжимаются под грузом впечатлений.
Потом местные женщины уговаривали меня не красить глаза, носить тёмную мрачную одежду, какую носили все в посёлке: однообразную, неброскую, платок на голове. Я решительно сказала нет. Сразу пресекла эти попытки, и правильно сделала. Стала изучать местные порядки. Протягиваю руку для приветствия – оказывается, у старообрядцев этого делать нельзя! Положу руку на стол, а хозяева потом это место тряпочкой протирают. Постепенно привыкли друг к другу.
– Как дети в посёлке приняли новую учительницу? В чём были сложности?
– Детей в школе было мало, все разного возраста – первый, второй, третий, четвёртый класс, были и ребятишки постарше. Учила их в две смены: тех, кто помладше – 1–2-й класс, и тех, кто постарше – 3–4-й класс. Дети меня приняли хорошо, как мне кажется. В те годы в посёлке дети учились только до 4–5-го класса, а потом шли помогать родителям по хозяйству. Считалось, что ребёнку уметь читать, писать и считать достаточно, далее учиться родители не отправляли.
А уже позже, когда мы с мужем приехали в посёлок во второй раз, дети уже стали продолжать учёбу. Одна моя ученица окончила медицинский институт и стала стоматологом. Потом в посёлке мне разрешили открыть вечернюю школу, чтобы учить геологов, которые работали вместе с моим мужем. Приезжали учителя из Байкита, чтобы принимать у них экзамены!
Очень нравилось работать в Тынде, когда с мужем жили на БАМе. Директором школы был замечательный человек – Вячеслав Васильевич Грабовский, мы жили по соседству и дружили семьями. На работу я всегда шла с радостью, как на праздник. И на Чукотке была чудесная школа.
Всё познаётся в сравнении
– Вам довелось поработать и в советской школе, и в современной системе образования. Можете сравнить плюсы и минусы?
Сейчас многое изменилось, в образовании стало больше организаторов, хотя и в организованности есть свои преимущества. В программе начальных классов практически всё осталось по-прежнему. Я учу детей, что дважды два – четыре, а слово «корова» пишется с буквой «о». Таблицу умножения никто не отменял.
– Сейчас многие учителя сетуют, что ученики в наши дни другие, слишком раскованные, ведут себя вызывающе, дерзят старшим, да и родители часто подают не лучший пример своим отпрыскам. Приходилось ли вам сталкиваться с этим и как справляетесь?
– Да, дети сейчас другие. Я всё равно очень их люблю, но меня ранит, когда они сквернословят, не обращая внимания на учителя. Есть ребятишки гиперактивные и даже агрессивные, на переменах приходится их разнимать, утихомиривать, объяснять. Я понимаю, что многие из них растут в неполных семьях или в семьях, где родители вступили во второй брак. В школе дети находятся только 4–5 часов, а всё остальное время – дома, где они порой слышат от родителей мат, ругань, крики. И я думаю, это многое объясняет.
Если родители сквернословят и для них мат звучит как «здравствуй», то дети воспринимают это как норму, им кажется, что это обычные слова, и они их повторяют. Раньше, в советской школе, такое поведение было немыслимо. Тогда профессия учителя вызывала почёт и уважение. А сегодня жизнь наша изменилась, и авторитет педагога упал. Молодые учителя не задерживаются в школе, потому что атмосфера теперь другая, да и зарплата у молодого педагога, не имеющего стажа, очень низкая.
– В вечном споре, кто должен воспитывать ребёнка – семья или школа, какой точки зрения придерживаетесь?
– Я всегда на родительских собраниях говорю, что главные воспитатели – это родители, а мы, педагоги, только помогаем в этом деле. Ведь именно родители кровно заинтересованы в том, кем станет их ребёнок, получит ли достойное образование и хорошую специальность.
– С тех пор, как об уровне знаний выпускников стали судить по результатам ЕГЭ и ОГЭ, не прекращаются споры о пользе и вреде такой формы оценки знаний. Вы учитель с огромным стажем, что думаете об этом?
– После 4-го класса мои ученики сдают ОГЭ, на котором должны ответить на три вопроса и дать ответ, поставив галочку. Вижу, что детям трудно. Вопросы неконкретные. Есть ли от этого польза? Считаю, нет. Зато моральный ущерб налицо. Мне жаль детей. Гораздо полезнее было просто сдать экзамен, вытянув билет с конкретным вопросом. Если ученик знает материал, то всегда даст ответ.
Новая глава
– Учитель – сложная профессия, но благородная. У вас не возникало желания уйти из школы?
– Никогда! Несмотря ни на что, люблю свою профессию, школу, учеников. Дети у нас замечательные, умные, талантливые! Сегодня они на ты со смартфоном, посещают различные кружки по интересам, рисуют, изучают иностранные языки, танцуют, увлекаются робототехникой, мастерят удивительные поделки, занимаются спортом и побеждают. Ради этого стоит жить и работать!
Считаю, профессия учителя очень благородная и полезная. Она не каждому дана, но для тех, кто любит школу и учеников, это счастье. Считаю себя счастливым человеком! Мы с мужем вырастили и воспитали троих детей. Старшая дочь Ирина – воспитатель детского сада, средний сын Борис – учитель физкультуры, тренер, младшая дочь Анжелика – психолог.
– Сколько же школ, учеников было на вашем веку! Можно роман писать…
– Угадали! О своей жизни и работе в школе я написала рассказ «Унесённая северным ветром». Потом ещё один рассказ, посвящённый школе, – «Звонок на урок». А сейчас я задумала книгу о школе. Дело в том, что недавно я перенесла инсульт, долгое время провела на больничном. Дочь и врачи говорят, что пора уходить на пенсию. Я и сама смирилась, убедила себя, что хватит. Вот уйду на заслуженный отдых и засяду писать «Незаконченный роман со школой»!