aif.ru counter

Таёжный след «Аэрокобры». Поисковики ищут забытую могилу лётчика Самарцева

114 лётчиков погибли на советском участке Алсиба.

Чтобы найти машину лётчика, ощупывают каждый сантиметр земли.
Чтобы найти машину лётчика, ощупывают каждый сантиметр земли. © / Фото: Татьяна Доставалова / АиФ

Истребитель Р-39 «Аэрокобра» разбился 29 марта 1944 года при перегоне по трассе «Аляска-Сибирь». Его нашли местные жители. Пилота, опознав по партбилету, похоронили. Согласно акту комиссии – на месте катастрофы. По словам же немногих свидетелей – на деревенском кладбище. Правда, и деревни уже нет, и кладбище заросло лесом. Единственный ориентир – берёза с приколоченной фанеркой.

Дорога на войну

История авиатрассы «Аляска - Сибирь» началась 9 октября 1941 года с постановления Госкомитета обороны срочно построить авиабазы по всему советскому участку. Уже 16 ноября 1942 года самолёты из США приземлились в Красноярске, чтобы потом отправиться на фронт.

По Алсибу везли военные грузы, золото, продукты, медтехнику, почту, канцелярию, иголки и даже инкубационные яйца. Везли военспецов и дипломатов, но главное - «Аэрокобры», «Киттихауки», «Бостоны» и «Дугласы», всего около 8 тыс. истребителей и бомбардировщиков. Для Алсиба собрали лучших лётчиков, в том числе полярников. И всё равно на советском участке произошло 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибли 114 человек. Но в актах комиссий только восемь упоминаний неразумного риска пилотов.

Все материалы по Алсибу оставались засекреченными до 1992 года.
Все материалы по Алсибу оставались засекреченными до 1992 года. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Доставалова

Трасса была очень опасной. Весной и осенью стоял туман, летом - сплошная облачность и дым лесных пожаров, зимой - снегопады. Истребители не отапливались, и пятичасовой полёт вслепую, с обмёрзшими стёклами кабины и без радиосвязи, был всегда на грани. На морозе каменело масло, бензин не хотел гореть, лопались шланги гидравлики. Усложняли пилотирование подвесные баки, без которых не дотянуть до ближайшего аэродрома. Да и осваивать новую технику надо было слишком быстро. Обслуживали самолёты на улице, крутили гайки голыми руками при любой погоде. При минус 45 двигатель прогревали по шесть часов, а вся предполётная подготовка занимала часов пятнадцать. Но экипажи справлялись, умуд­ряясь делать в сутки по два рейса.

А после войны про них забыли. Все материалы по Алсибу оставались засекреченными до 1992 года. Алсибовцы не считались ветеранами войны, хотя большинство из них были военнообязанными и выполняли военные задания повышенной сложности.

В марте 1944-го

945 километров Алсиба от Киренска до Красноярска обслуживал 5-й авиаполк. 29 марта 1944 года разыгралась пурга, и из пяти самолётов до Красноярска долетели лишь три. Пилоты Василий Мошкей и Георгий Самарцев пропали без вести.

Для Алсиба собрали лучших лётчиков, в том числе полярников.
Для Алсиба собрали лучших лётчиков, в том числе полярников. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Доставалова

«Аэрокобру» Мошкея нашли почти через 40 лет, в 26 км от деревни Усть-Кан. Четыре года ушло, чтобы опознать лётчика и отыскать его родных. Останки были торжественно захоронены на кладбище Железногорска, на могиле установили надломленную лопасть винта от его истребителя.

А вот Самарцев… По сведениям Центрального архива департамента воздушного транспорта, «28.07.44 жители д. Глубокий ручей Сухобузимского р-на Красноярского края случайно обнаружили в лесу, в 2 км южнее деревни, разбитый самолёт. 14.08.44 комиссией 5-го ПАП установлено, что это перегоночный самолёт типа Р-39 «Аэрокобра». На месте происшествия обнаружены останки и парт­билет ст. лейтенанта Самарцева. Останки погибшего комиссией похоронены на месте». Прошло 70 лет. И никто не помнит, где та могила. Правда, старожилы настаивают: лётчика хоронили на деревенском погосте.

В мае 2016-го

Мемориал с именами погибших военных лётчиков есть на Троицком кладбище в Красноярске. А в архивах читаем: «Самолёт сгорел вместе с экипажем», - или, как про Самарцева: «Захоронен на месте катастрофы». Поисковики из военно-инженерного института СФУ и отряд «Трасса» ищут места катастроф, устанавливают памятные знаки. Командиру звена 5-го перегоночного авиаполка Алсиба, старшему лейтенанту Георгию Иосифовичу Самарцеву памятный знак торжественно открыли в октябре 2013 года в Кононове. Красивое место на берегу Енисея.

Поисковики проверяют берёзы, в том числе и поваленные.
Поисковики проверяют берёзы, в том числе и поваленные. Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Доставалова

Но ведь где-то есть его могила. Найти место крушения «Аэрокобры» Самарцева у «Трассы» получилось в мае этого года, в первую же экспедицию в сухобузимскую тайгу. Помогли энтузиасты из Железногорска. Да и место совпало с архивными координатами. Позже экспертиза подтвердила: это «Аэрокобра». Находки отдали в железногорский музей, где есть экспозиция памяти Василия Мошкея. И снова пошли в тайгу.

Берёза лётчика

Есть ещё один неоспоримый документ: газетное фото 1983 года. Берёза с фанеркой: «Здесь похоронен лётчик Самарцев». Автор публикации Николай Шмарев не знает ни автора снимка, ни его даты. Может, давно и нет той берёзы? Наш поиск ограничен местом крушения и забытым кладбищем.

От деревни Глубокий ручей не осталось даже печей, но крохотное кладбище мы нашли. Прочитать хоть что-то на немногих табличках невозможно. А вот на могиле Степана Васильевича Рогалёва, 1921 года рождения - свежая георгиевская ленточка и цветы… Его тоже хоронили в 1944-м, так что близкие вполне могут что-то знать. Берёзы проверяем металлоискателями: вдруг да отзовётся гвоздик, которым была прибита фанерка? Руководитель «Трассы» Александр Матвеев уверен: лётчик похоронен на месте катастрофы. Что там было собирать и нести хоронить, да ещё через четыре месяца в тайге…

И мы возвращаемся на место крушения и снова проверяем берёзы, в том числе и поваленные. И руками ощупываем каждый метр полянки в надежде найти хоть какой-то знак, что вот она, потерянная могила Юры Самарцева, которому было всего 29 лет.

Мнение эксперта

Александр МАТВЕЕВ, руководитель поискового отряда «Трасса».
Александр МАТВЕЕВ, руководитель поискового отряда «Трасса». Фото: АиФ/ Фото: Татьяна Доставалова

«Это же позорище! В городе мы не можем добиться поставить памятник. В районе комбайнового завода лежит упавший «Бостон» с экипажем, - говорит Александр МАТВЕЕВ, руководитель поискового отряда «Трасса». - По документам точка точно вымеряется. Но там никто копать не позволит - теплотрасса, дорога. Да и засыпано техногенкой - металлоискатель не даст ничего.

Там улицу красивую открыли - ну и назвать бы её имени героев Алсиба! Так ведь комиссия по увековечиванию заседает и говорит: что это мы им будем памятник ставить? Почему они упали? Может, они пьяные были? Как у кого голова устроена, так он и весь мир видит…

По Самарцеву - хорошо, конечно, что мы нашли самолёт. Хотя фактически его там уже нет, слишком много времени прошло. Артефакты, красивые железки можно искать тоннами. Главное - лётчика найти. Это важней всего».

Кстати

За 16 дней до гибели Указом Президиума Верховного Совета СССР старший лейтенант Самарцев был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Скорее всего, он не успел узнать о награде…

Из наградного листа:

«…Товарищ Самарцев до трассы находился в правительственной командировке в Китае с мая по ноябрь 1941 г. Всесторонне образованный лётчик. В 5-м ПАП с августа 1942 года перегнал 33 боевых самолёта по маршруту Киренск - Красноярск. 5 самолётов - в чрезвычайно трудных и сложных условиях: 55-градусный мороз, пурга, низкая облачность, сплошной дым от лесных пожаров, ливни, когда земля совершенно не просматривалась, а посадка самолёта производилась на ограниченную полоску на льду. Ст. лейтенант Самарцев всегда принимал правильное решение и отлично сажал самолёт без единого лётного происшествия, проявляя при этом огромное самообладание, смелость и храбрость, смётку и прекрасное мастерство пилотирования».

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему в Красноярске хотят депортировать старовера из США?
  2. Чем коровы из Чехии лучше российских?
  3. Почему в роддом не пускают с цветными ногтями?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Почему в Красноярском крае много стихийных свалок?