Театральные постановки для ребятишек из «Открытого театра» стали и школой жизни, и возможностью заявить о себе, и способом интеграции в общество. Как маленькая студия для ребят с ограниченными способностями стала собирать полные залы, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнала у тех, кто создал и делает живым этот тёплый и увлекательный мир, где хорошо всем - режиссёру, артистам и их родителям.
Нужно для жизни
Давид Блинов участвует в работе студии с 5 лет. У него синдром Дауна, есть признаки аутизма. Поначалу казалось, что мальчик вообще ничего не сможет сделать на сцене - как правило, он всю репетицию занимался своими делами, не обращая внимания на других. Первые роли были без слов, на сцену выходил только с мамой.
Так было и при подготовке спектакля «Тайна третьей планеты». Но вдруг на генеральной репетиции он положил игрушки, взял музыкальный инструмент и исполнил всё в точности так, как необходимо. Первые годы было трудно перестроиться по ходу спектакля, если вдруг что-то пошло не так. Мама вспоминает забавный казус: на японском спектакле произошла замена актёра, который участвовал в сцене с Давидом. Нужно было сражаться, но ребёнок положил свой меч и стал с удивлением наблюдать за происходящим. А уже через пару лет он, выходя на сцену, стал очень удачно импровизировать, добавлять что-то своё, не нарушая общую концепцию, и стараться выполнять всё очень достойно, красиво.
Театр у этих ребятишек тесно переплетён с жизнью. Приобретённые в студии навыки делают красочнее и интереснее общение, стимулируют интеллектуальное развитие, и, наоборот, все достижения в быту тут же находят применение в студии.
«Динамика и положительные моменты видны буквально во всём, - признаётся Ольга Блинова, мама 10-летнего Давида. - Именно театральные постановки очень здорово помогают. Работа над речью, навыки ролевой игры, владение телом дают ребёнку уверенность и спокойствие. И на учёбе это отражается в лучшую сторону - улучшается память, социализация, умение контролировать эмоции. Для Давида важно не реагировать на посторонние звуки. Мы везде и всюду ходим только с наушниками. Я ношу их с собой и даю, когда он их попросит. Но теперь это случается всё реже. Кроме того, ребёнок на сцене испытывает огромное чувство ответственности. Он уже отвечает не только за себя и исполнение роли, а за результаты труда всего коллектива. Слушать режиссёра и выполнять его просьбу - тоже важный навык».
Театральная студия «Открытые сердца» для детей-инвалидов родилась около 8 лет назад.
«Тогда просто искали какое-то занятие для наших детей, - рассказывает организатор Елена Нига. - Сначала сами придумывали постановки, потом стали привлекать режиссёров. Один год с нами работал Александр Колесин, тогда появился спектакль в японском стиле кабуки, затем - Василий Вавилов, преподаватель Академии искусств. А последние два года режиссёром и преподавателем студии стал Василий Селюков, недавний выпускник академии, артист театра оперетты в Железногорске».
Василий пришёл в студию студентом на практику, да так прикипел к ребятам, что остался «на постоянку».
«Довелось работать и с обычными детьми - они хорошо говорят, двигаются, но в большинстве нет сильной увлечённости театром, много других занятий и интересов. Один раз пришёл на занятие, в другой - пропустил. А у наших детей так горят глаза, так страстно они хотят заниматься, играть на сцене, - рассказывает Василий Селюков. - Эти ребята самые открытые, искренние. Никаких сверхъестественных приёмов работы с ними не требуется. Тот же метод Станиславского здесь вполне применим: они тоже могут видеть, слышать, отвечать - это самое главное».
Занимаются ребята по-взрослому. Устают все, но учатся терпеть, прилагать усилия, преодолевать трудности. Способность упорно двигаться к цели необходима каждому, вне зависимости от состояния здоровья, но для ребят с особенностями развития ценна вдвойне - им приходится намного больше труда прикладывать для приобретения самых простых навыков. Даже просто сидеть прямо многим тяжело. Но если это необходимо для сцены - вырастают крылья, и многое становится по плечу!
Ограничения, которые есть у этих детей, с одной стороны, требуют более усердного труда, но с другой - указывают на те точки, где возможен прогресс.
«Нам здесь помогают раскрываться, - считает Анна Колчанова, воспитанница студии. - Ставят речь, пробуждают голоса, учат сценическому движению, актёрской игре. Обожаю сцену! Когда выхожу туда, возникает особое чувство: волнение смешивается с эйфорией. Рядом твои друзья, а из зала смотрят сотни глаз. Получается очень интересная химия. Я себя чувствую самой счастливой на свете. Даже если до выхода на сцену что-то болит, забываю об этом - настолько погружаюсь в игру. Из ролей самые любимые - космическое существо Ушана из «Тайны третьей планеты» и образ яркой спонтанной птицы. Василий, наш педагог, обязательно говорит нам несколько ободряющих слов перед выходом на сцену. Он всегда так с нами разговаривает, что я понимаю: даже самые большие мечты, в которые меня порой уносит, могут реализоваться. Хочу, чтобы студия развивалась, процветала. Это крутое место!».
Автобус для самолёта
На первые спектакли несколько лет назад приходили только знакомые и родственники артистов, а теперь зал правобережного ДК на 600 мест обычно полон, приходится даже брать на руки детей, а кому-то - сидеть на ступеньках.
За несколько лет жизни студии поставлено множество спектаклей. Вживались в «Тайны третьей планеты», придумывали приключения современного Айболита, воплощали «Снежную королеву», а в прошлом году, к 70-летию Победы, поставили один из самых трепетных для всех участников спектакль - «Небесный тихоход», по одноимённому фильму. Готовились долго: смотрели старые фильмы, ездили к Вечному огню, в музеи, возлагали цветы, узнавали военные истории своих бабушек и дедушек. Читали про лётчиков, рассматривали вещи, которые собрали для реквизита: настоящие фуражки, ремни. Из деревянных конструкций, пенопласта, бумаги и краски построили огромный, почти настоящий самолёт, который брали на спектакли. Потом каждый раз была смешная история, когда заказывали автобус и говорили: нам надо такой, чтобы самолёт вошёл!
Обычно коляски детей - это часть костюма, а для «Тихохода» их пришлось драпировать, маскировать под скамейки, делать максимально незаметными. Не могут же лётчики быть на колясках. А вообще, театральные костюмы здесь мастерят с большой любовью, обязательно из хороших материалов - чтобы были по-настоящему сказочными. И стараются, чтобы каждый мальчик в одном из спектаклей мог надеть костюм героя, а девочка - побывать принцессой в роскошном платье. Опыт, когда ребёнок нравится себе, любуется и гордится собой, незаменим и очень важен для становления самооценки. И особенно - для особенных детей.
Пограничное искусство
«Театральная студия нашей организации называется «Открытый театр». И это главный принцип её работы. Мы приветствуем открытость во всём - от состава участников до выбора жанра постановки, - говорит Елена Нига. - А присутствие на одной сцене здоровых детей и их сверстников с инвалидностью несёт потрясающий эффект толерантности и обучения друг друга через опыт взаимодействия».
Зачастую люди с особыми потребностями ограничены в привычных актёрских средствах выражения, но могут то, что недоступно обычным артистам. Как они выражают себя на сцене, что привносят в спектакль, во многом становится необычным, интересным способом достижения эмоционального эффекта, особой, но порой более прямой дорогой к сердцу зрителя.
«Всё современное искусство, в общем, не совсем нормально, в том смысле, что практикует выход из традиции. Поэтому наши дети выдают некоторые пограничные вещи, в которых можно рассмотреть и увидеть их творчество. Надо только предоставлять им возможность раскрыться и проявить себя», - размышляет Елена.
Для кого-то из самодеятельных артистов игра на сцене может стать и профессией. В Москве есть Академия искусств, которая принимает ребят с ограниченными возможностями здоровья на несколько отделений: музыкальное, изобразительное и театральное. А красноярцы уже имеют богатый опыт и хорошие шансы для реализации в этой сфере.
Разные, но равные возможности реализовать себя - одна из примет современности. Раньше человек с инвалидностью знал, что ему многое недоступно, это его судьба, с которой надо смириться. А сейчас появляется много возможностей: есть Интернет, телевидение - люди общаются и видят, что может быть и по-другому. И больше не хотят быть людьми второго сорта.