Примерное время чтения: 7 минут
454

Три дня до полюса. Участники экспедиции в Арктику установили новый рекорд

«АиФ на Енисее» №38 (1923) 20/09/2017
Величественный арктический айсберг.
Величественный арктический айсберг. / Из архива Виктора Зубарева / Из личного архива

Провести совещание за полярным кругом, окунуться в Ледовитый океан, обойти хороводом вокруг света в августе этого года удалось участникам арктической экспедиции Мурманск - Северный полюс. В полярном рейде на атомоходе «50 лет Победы» побывал и депутат Госдумы ФС РФ от Красноярского края Виктор Зубарев. Корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с участником экспедиции. 

Арктика - место силы

Виктор Зубарев: В 1977 году наши полярники впервые в мире достигли этой географической точки надводным путём, доказав возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана. Спустя 40 лет мы дошли до «крыши мира» за 79 часов, установив новый рекорд.

В памятной экспедиции кроме полярников, в разное время покоривших вершину мира (на собаках, лыжах и советском ледоколе), приняли участие капитаны ледоколов, конструкторы ядерных реакторов для атомоходов - их меньше, чем космонавтов. На борту ледокола были и ведущие учёные институтов Арктики, представители гос­корпорации «Росатом», думцы, журналисты, многие другие специалисты. Для меня, как и для многих моих коллег, это была рабочая поездка, ведь развитие атомной энергетики, ледокольного флота относится к сфере деятельности думского комитета по энергетике, куда я вхожу.

В полярный рейд на атомоходе «50 лет Победы». Фото: Из личного архива Виктора Зубарева

Ледокол космического масштаба

Елена Есаулова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Виктор Владиславович, о том, что Артика - своеобразное место силы для России, говорят в последние годы на всех уровнях. Во время экспедиции обсуждалось развитие потенциала территории?

- На борту атомохода мы говорили о расширении возможностей Северного морского пути, обновлении транспортных и портовых мощностей, развитии угледобычи в арктических территориях, в том числе и в Красноярском крае, регионах Дальнего Востока. Обсуждали необходимость дальнейшего совершенствования атомного ледокольного флота с круглогодичной проходимостью.

Оно позволит нашим предприятиям нефтегазодобычи, работающим в Арктике, ответить на вызовы времени. Сегодня сжиженный газ востребован во многих странах, и России важно занять свою нишу в мировом распределении этого ресурса. Но транспортировка голубого топлива только по трубопроводу - уязвимый путь. В связи с политической ситуацией, санкциями наши западные партнёры, которым мы поставляем ресурс, могут в любой момент от него отказаться. Поставки газа танкерным флотом менее рискованны и более выгодны. Организовав морской путь доставки топлива, мы наверняка сможем найти новых потребителей, например, в странах Юго-Восточной Азии.

Развитие атомфлота позволит вывозить с Севера жирный и коксующийся уголь для нужд нашей металлургии и для экспорта. В перспективе один только Таймыр сможет давать десятки миллионов тонн высококачественного угля в год. Доставлять его в нашу страну и за рубеж морем также достаточно выгодно.

В Арктике сосредоточены и гигантские запасы редкоземельных металлов, нужных для различных отраслей промышленности, в том числе и оборонной. Для их добычи и доставки нам требуется продолжать развивать на Севере инфраструктуру и строить новые суда.

- А каковы перспективы строительства новых атомных ледоколов?

- Вместе с нами в экспедиции был генеральный директор ООО «Балтийский завод - судостроение» Алексей Васильевич Кадилов. Он рассказал о строящихся на его предприятии атомоходах «Сибирь», «Урал» и «Арктика». Сроки их сдачи - 2019, 2021 и 2022 годы соответственно. Это ледоколы стандартного класса. В проекте - строительство уникального ледокола «Лидер», длиной 209 метров, шириной - 47,5 метра. Это будет своеобразный космический корабль среди атомоходов, способный ломать лёд толщиной до 4 метров! Такого судна нет нигде в мире.

Под колпаком...

- Когда добрались до полюса, все полярные традиции соблюли?

- Все. Когда дошли до Северного полюса, установили флаг России, провели митинг. Художник, который был с нами, написал пейзаж, где изобразил наш ледокол на фоне полюса - это первая традиция. Участники рейда поиграли в футбол - второй обычай. Потом мы искупались, это тоже традиция. Я нырнул первым. Погода - минус пять градусов, для полярников благодать, а для нас довольно прохладно. Вода была тёмной, такое ощущение, что в гудрон прыгнул. Немного жутковато, видимо, от понимания, что под тобой глубина 4-5 тыс. метров. Прошли хороводом вокруг всех меридианов.

А ещё мы совершили крестный ход во главе с епископом Нарьян-Марским и Мезенским, владыкой Иаковом, он также участвовал в нашей экспедиции. Получился крестный ход вокруг земного шара.

- Говорят, Арктика вызывает особые чувства, не отпускает, зовёт вернуться. Вы открыли что-то необычное для себя в этом походе?

Географический полюс земли. Фото: Из личного архива Виктора Зубарева

- Необычных впечатлений очень много. Арктика в самом деле особый мир: дикий, настоящий, завораживающий. Удивительные пейзажи: серые, синие льды под солнцем. Величественный айсберг, к которому мы подошли однажды… Он в сотни раз больше нашего огромного судна! Находиться рядом с ним было немного страшновато. Несколько раз наблюдали полярных медведей-одиночек и медведиц с медвежатами. Я в рейде впервые узнал, что их шерсть на самом деле не белая, а прозрачная, её цвет меняется в зависимости от того, как падают лучи солнца. Когда шли назад, подошли к островам Франца Иосифа, там видели северных птиц, моржей, другую живность.

Ещё интересный момент. Когда находишься на полюсе, смотришь вдаль и видишь, как льды смыкаются с небом на линии горизонта, ощущаешь, будто находишься под колпаком, под куполом.

Словом, пересказать сложно, это надо видеть. Ни с одним южным курортом Арктика не сравнится.

Досье.
Виктор Зубарев. Родился в 1961 году в г. Ужур Красноярского края. Окончил Красноярский политехнический институт. Кандидат технических наук. Работал на инженерных должностях в красноярских филиалах институтов СО РАН, руководил частными предприятиями. Избирался депутатом городского, краевого и федерального уровней, работал в правительстве края - заместителем председателя, министром экономического развития и инвестиционной политики. В 2016 году избран депутатом Госдумы РФ. Женат, имеет сына.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах