Масленица - древний праздник, и его история очень большая. Принято считать, что он имеет языческие корни и был известен людям до принятия христианства. В 21-м веке изменились традиции, которые были непоколебимы ещё сто лет назад. Среди них массовые гуляния, ряженые сани, тёщины вечёрки. О том, как отмечали Масленицу наши предки, «АиФ-Красноярск» рассказал историк и краевед Борис Андюсев.
Весёлые катушки
Последняя неделя накануне Великого поста отмечалась в то же время, что и сейчас, и называлась также - Масленица. Но каждый день масленичной недели традиционно отмечался по-своему. Так, обязательно в каждом селении и городе, часто в каждом «кутке», «краю» устраивали свою горку, по-сибирски - «катушку». Катушка была обязательно пролита водой и заморожена. С первого дня Масленицы начиналось на ней катание людей всех возрастов на санях и санках, а чаще - на коровьих шкурах. Парни катались, держа девушек на коленях. Царили всеобщее веселье, шутки, смех.
Были обязательны массовые катания по улицам на разряженных лошадях в кошевах. Мальчики развлекались на жеребятах-лончаках. В эти же дни со среды начинались всеобщие «гостевания» - пирование с обильным застольем. Ездили в гости к «тёще на блины», «на посиделки к золовкам». Непременными масленичными яствами на столах были разнообразные блины. Современники писали, что блины в Сибири можно отнести к самым любимым блюдам. Разнообразие их поражало: заварные, гречневые, дрожжевые и так далее.
В дни Масленицы, особенно в субботу, по улицам ездили на разряженных «худыми» рогожами и лохмотьями санях и возили «Маслёнку» на бревне с колесом. В сани садились ряженые, музыканты, разыгрывались шуточные представления. Не менее весёлой была игра «Взятие снежного городка». Её достоверно изобразил на своей картине В. И. Суриков.
«Бог простит!»
В последний день Масленицы было Прощёное воскресенье. Ближе к вечеру все начинали просить друг у друга прощение за все обиды, слова и поступки, со слезами каялись «за помышления и ябеды». Один из современников писал, что в Сибири в отдельных местах «плач и прощания» стояли, как в День Страшного Суда. Прощали все обиды, говорили: «Бог простит», - и целовались троекратно.
Со следующего дня начинался самый значимый, Великий пост. В первый понедельник после Масленицы - сибиряки называли его чистым понедельником - мылись в банях, очищались от грехов «масленичных». В этот день, по словам этнографа М. В. Красножёновой, было принято покрывать запряжённую лошадь рыболовной сетью. Это означало, что наступил Великий пост и нужно есть рыбу, а не мясо. С началом поста веселье в сибирских селениях затухало.