Прошло ровно 42 года со дня самой крупной авиакатастрофы, произошедшей в Красноярском крае. Она унесла жизни 99 человек, в том числе и детей. Оставшиеся в живых всегда будут помнить события той трагедии, получившей название «Катастрофа Шилака» — по фамилии командира, севшего в тот роковой день за штурвал Ту-154.
Роковой рейс
Утро понедельника 16 ноября 1981 года. Аэропорт Алыкель (г. Норильск) как всегда живет своей жизнью — регистрация пассажиров, вылеты. Все в штатном режиме. Коррективы вносит лишь погода. Из-за плохой видимости рейс из Красноярска в Норильск переносят на неопределенное время.
Летная погода в Заполярье установилась только после 17 часов вечера. Видимость 1200, температура наружного воздуха — 25 градусов, ветер — 3 м/сек. В Красноярске Ту-154 N 85480 готовится к взлету. Вылет разрешили в 17:38. На борт поднялось 160 пассажиров, включая 14 детей. В Норильск летели студенты, военнослужащие, строители, работники местных предприятий, а также команда борцов.
Перед самым вылетом одна из стюардесс подошла к командиру воздушного судна с просьбой отпустить ее домой к сыну, который заболел и лежал дома с высокой температурой. И командир отпускает. Отправившись домой, женщина даже не подозревала, что обычная простуда спасла ей жизнь. В то время как самолет уже поднимался в вечернее небо.
За штурвалом на роковом рейсе был пилот с огромным опытом Геннадий Шилак — «Заслуженный пилот СССР», это звание он получил именно за освоение самолета Ту-154. Коллеги характеризовали его не иначе, как «испытатель». Он постоянно изучал машины, на которых летал, и давал рекомендации менее опытным пилотам. Так и во время рейса в Норильск он тоже занимался проверкой поведения автомата тяги.
Кстати, самолет, на котором в этот ноябрьский день Шилак совершал полет, был совсем новым. Его выпустили ровно за 7 месяцев до трагедии. К тому времени он совершил всего 697 циклов «взлёт-посадка» и налетал 1889 часов.
Ну, вот и прилетели
Полет до Норильска проходил в штатном режиме. На борту было 7 человек экипажа. Позже станет известно, что выжили лишь трое из них — бортинженер и два бортпроводника. Одной из которых была Тамара Абелева.
Из ее воспоминаний:
«Через один час пятьдесят минут после взлета объявили посадку. Пассажирам предложили пристегнуть ремни. Окончание полета было большой радостью. Еще бы, столько часов ожидания. В салоне самолета все оживленно готовились к посадке: одни заранее одевались, другие пытались рассмотреть в черном иллюминаторе знакомый пейзаж. Проводники заняли свои места. Увидев знакомые огни, сказала коллеге Алексею: «Ну, вот и прилетели...». В кабине тоже шла работа — готовились к посадке. Все как обычно, вышли на связь с землей, начали снижаться.
Выписка из радиообмена между экипажем ВС (воздушного судна) 85480 и диспетчером ПДП аэропорта Норильск:
— Диспетчер: Дальний привод, 480, на глиссаде, правее 20.
— Второй пилот: 480, понял.
— Диспетчер: Снижайтесь. Выше глиссады, 480. Удаление 3, правее 10.
— Диспетчер: Выше глиссады 20 м, 480, правее 10.
— Второй пилот: 480, понял.
— Диспетчер: Удаление 2, правее 20.
— Диспетчер: Правее 10, на глиссаде.
— Диспетчер: Резко не снижайтесь, ниже 10.
— Штурман: Оценка-а-а!
— Командир ВС: Держать по приборам.
— Штурман: Решение!
— Диспетчер: Без снижения! Без снижения следуйте, 480, прекратите снижение!
— Второй пилот: Конец!
— Командир ВС: Всем взлетный!
— Б/механик: Взлетный.
— Диспетчер: На второй круг уходите!
— Командир ВС: Убрать шасси! Конец нам.
Подвели расчеты
Как покажут позже результаты расследования, при посадке Шилак решает, что сам будет пилотировать самолет, полагаясь на подсказки автоматики, а заход будет выполняться в директорном режиме с включенным автоматом тяги. Однако неверно проведенные расчеты внесли свои коррективы. Дело в том, что перед полетом расчеты массы самолета, которая влияет на скорость захода на посадку, были выполнены неправильно. Экипаж не учел экономию топлива, а также неправильно высчитал массу пассажиров, включая неучтенных на посадке детей. Это добавило к весу воздушного судна более 2,3 тонны, которые и стали роковыми.
По мнению комиссии, экипаж следовал показаниям приборов и диспетчера и еще за 9 секунд до столкновения с землей не имел никаких оснований для прекращения посадки. Но при подлете к взлетно-посадочной полосе самолет потерял высоту и управляемость. Зайти на второй круг Шилаку не удалось. В этот момент стойки шасси уже коснулись земли. Он приземлился на заснеженное поле в 472 метрах от полосы.
Грубое приземление пришлось одновременно на все три стойки. Лайнер коснулся земли под неправильным углом, да еще и на большой скорости — 275 км/ч. В результате нос самолета приподнялся и весь основной удар пришёлся на хвостовую часть. Самолет практически не тормозил и через 40 метров врезался в каменную насыпь курсового радиомаяка. При столкновении люди, находящиеся в салоне, а также бортинженер просто вылетели в снег. От удара лайнер полностью разрушился, но не загорелся. Площадь, на которую разбросало обломки, оказалась 300 на 70 метров.
Из160 человек, которые были на борту, на месте погибли 83 человека — 79 пассажиров, командир воздушного судна, второй пилот, штурман и старший бортпроводник. Позднее в больницах от ран скончались еще 16 пассажиров, тем самым общее число жертв увеличилось до 99. Выжили 68 человек — 65 пассажиров и 3 члена экипажа. Это бортинженер и два бортпроводника. Они получили ранения различной степени тяжести.
Спасло чудо
Новость о трагедии облетела Норильск в считанные минуты. Помогали, как говорится, всем миром. Как вспоминает Наталья, дочь выжившего в катастрофе бортинженера Юрия Захарова, ее отца спас случай.
«Папу спасло то, что за несколько секунд до катастрофы он отстегнул ремень безопасности и привстал, наклонившись к командиру. Других бортпроводников Тамару и Алексея, видимо выбросило от удара. Очень жаль, что не знаю ни одной фамилии тех людей, которые первыми оказались у места трагедия и начали спасательные работы. Но среди них были медики, аварийно-спасательная служба, пограничники и экипаж только что приземлившегося Ан-12. Раненых грузили в электричку, которая в обычное время доставляет пассажиров в аэропорт и обратно в город, в автомобильный транспорт. Главное было успеть довезти до больницы. Я не знаю, к моему великому сожалению, чьи руки поднимали моего отца, кто нес его в электропоезд, как и многих других пострадавших. И благодарна безмерно и навсегда тем, кто нашел его и других в темноте морозной ночи, не побоявшись крови и боли», — вспоминает женщина.
Страшно, как в войну
Всех пострадавших доставляли в Норильскую городскую больницу. По воспоминаниям Тамары Абелевой одна из медсестер, принимавшая больных в ту ночь, рассказывала позже: «Страшно было, как в войну».
Возвращение в сознание для Тамары было тяжелым. Самый кошмарный день просто стерся из памяти. Она не могла понять, почему оказалась в больнице, почему ей так больно глотать. Позже родные расскажут, что за ее жизнь боролись несколько дней. Она была на грани между жизнью и смертью. Потом пришло осознание того, что случилось. Шоком стала новость о гибели коллег и такого количества людей. В больнице Тамара подружилась с уцелевшими норильчанами — Леной и Жорой. Мужчина отделался легко, а вот его жена получила тяжелый перелом бедра. Однако поводы для опасений у супругов были посерьезнее — Лена находилась на пятом месяце беременности. Врачи очень опасались последствий, но, к счастью, ребенок родился благополучно и вполне здоровенький. После пережитой трагедии семья уехала из Норильска и связь с ними была потеряна.
Долг превыше всего
Не легче было и врачам, работавшим на месте трагедии. Фельдшера здравпункта: Тихонова Елена, Плотникова Валентина и Дорохина Татьяна достойно выполнили свою работу.
«Я работала в здравпункте аэропорта Алыкель фельдшером. За пару часов до конца смены появилось тревожное состояние. Заранее вскипятила шприцы, подготовилась к сдаче смены. Друг звонок, сообщают о крушении самолета. Сперва подумала, что это учебная тревога. Затем второй звонок. Нет, правда. Взяв аварийно-спасательные чемоданы поехали сразу к месту катастрофы. Темно, холод ужасный. Для эвакуации раненых прилетели два вертолета, но из-за тумана аэропорт было решено закрыть по метеоусловиям. Из-за мороза лекарство в шприцах застывало. На месте возможно было делать только перевязки и сортировку людей: трупы, раненые и те, кто получил наиболее серьезные травмы. Транспортировать раненых до норильской больницы было решено электричкой. Помню этот ужасный запах крови вперемешку с бензином. Когда вагон тронулся на меня чуть не упали тела погибших, которые тоже поместили в вагон. Страшно, как в войну. Всю дорогу мы были с пострадавшими, на месте нас уже ждали врачи. Потом было расследование, но каждый раз вспоминала те события, и по телу пробегала дрожь», — из воспоминаний фельдшера Елены Тихоновой.
Многие жители города взяли шефство над пациентами, в то время такие инициативы не были редкостью. Совершенно посторонние люди приезжали, привозили домашнюю еду, помогали вставать с постели. Заботились, как о своих близких. Всех приехавших ухаживать за своими родными из других городов устроили в гостиницы и прикрепили к специальному магазину, в котором можно было приобрести дефицитные продукты для пострадавших. А когда людей стали выписывать, то каждого полностью обеспечили одеждой, вплоть до перчаток.
Расследование авиакатастрофы
По мнению комиссии, у экипажа за 9 секунд до столкновения не было оснований прекращать заход на посадку, а отклонение руля высоты вверх было попыткой снизить вертикальную скорость и задержать самолет на глиссаде. Лишь при скорости 261–263 км/ч, когда была потеряна управляемость самолета экипаж принял решение уходить на второй круг.
По данным следственной комиссии, служба перевозок в аэропорту Красноярска допустила следующие нарушения:
Номинальная загрузка рассчитывалась исходя из норматива массы одного взрослого пассажира и взрослого ребенка 75 килограмм, а не 80 и 30 килограмм соответственно, вследствие чего фактический вес был больше указанного в перевозочных документах на 565 килограмм.
Четырем пассажирам не выдавались талоны на бесплатную перевозку детей, из-за чего на борту оказались 6 неучтенных маленьких детей, тем самым повысился фактический вес относительно указанного в документах ещё на 120 килограмм.
Кроме того, был выявлен конструктивный недостаток самого самолета. Еще при летных испытаниях самолетов Ту-154Б в 1974–1975 гг. выявилось значительное уменьшение запаса руля высоты, по сравнению с первым Ту-154, который прошел государственные испытания.
Несмотря на результаты летных испытаний, при которых были выявлены конструктивные недостатки самолётов Ту-154Б, спешка с внедрением и началом эксплуатации новых моделей привела к тому, что не было принято никаких конструктивных мер по увеличению запаса продольной управляемости авиалайнера.
По заключению комиссии причина катастрофы — потеря продольной управляемости самолета на завершающем этапе захода на посадку вследствие:
существенного снижения эффективности руля высоты при его отклонении «на себя» на углы более (-20°); перевода двигателей автоматом тяги на режим, близкий к малому газу; переднего эксплуатационного положения центровки самолета; позднего распознавания экипажем аварийной ситуации и в связи с этим несвоевременного решения об уходе на второй круг.
16 ноября навсегда останется в памяти не только норильчан, но и всех жителей Красноярского края. Для одних семей этот день стал днем памяти погибших, для других — вторым днем рождения. Но помнить о таких событиях важно и нужно, чтобы не повторить в будущем подобных ошибок.