Примерное время чтения: 8 минут
485

Владислав Галимов: «Детей не надо форматировать»

«АиФ на Енисее» № 22 (1855) 01/06/2016
Владислав Галимов, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края - 2016».
Владислав Галимов, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края - 2016». / Фото: Ирина Якунина / АиФ

«Образование – это часть государства, отражение общества. А главная ценность – наши дети. Ничего у нас не будет, если мы не поймём эту простую истину», - уверен Владислав Галимов, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края - 2016». 

Педагог за компанию

Татьяна Руденко, «АиФ на Енисее»: Владислав Николаевич, профессия учителя сегодня не самая престижная. Как сложилось, что вы стали педагогом, и почему - биологии?

Владислав Галимов: Ещё в детстве мою судьбу решила книга замечательного писателя и зоолога Джеральда Даррелла «Моя семья и другие звери». Я до сих пор живо интересуюсь биологией, слежу за её развитием. А вот учителем стал случайно. Планировал научную карьеру, но попал в пединститут за компанию, а потом работать было особенно негде. Так оказался в школе. Поначалу было трудновато и не всё получалось, а когда у детей появились успехи, понял: это моё.

Урок
Урок Фото: АиФ/ Кристина Сонева

- У вас трое детей, хватает ли зарплаты учителя обеспечивать большую семью?

- Однажды у меня возникла мысль найти другую работу, но дальше раздумий дело не пошло. Молодым тяжело начинать, безденежье отбивает желание работать после первой же зарплаты. А если молодые перестанут приходить, перспективы не будет. Пока они приходят, их надо поощрять, делать всё, чтобы им было интересно в школе. Сейчас у меня есть стаж, разряд, зарплата - 40-45 тыс. Этого вполне хватает, грех жаловаться - правда, приходится много работать. Но я вообще про деньги редко думаю, когда что-то делаю.

Отстаём на 80 лет

- Помните свой первый урок?

- Хорошо помню, что было страшно. Директор за руку подвела к двери класса, а меня трясёт. Первое время было полное непонимание, что делать и как. Почему-то подготовленные для занятий материалы всегда заканчивались раньше, чем урок. Это сейчас времени катастрофически не хватает. У меня тогда был 7-й класс - тот ещё возраст. Приходил с уроков и падал, ничего больше не мог делать. Мужчине сложнее найти общий язык с детьми. Тут нужна помощь старших коллег. Но мне вообще везёт - и с коллегами, и с директорами школ: где бы ни работал, удаётся находить взаимопонимание, поддержку и помощь. 

Школьники
Школьники Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

- Говорят, вы ведёте какой-то экспериментальный курс?

- Это совершенно новый курс биологии, авторы его - учитель биологии Вера Зайцева и Елена Чудинова. Там абсолютно иной подход к преподаванию предмета. В школе биология основана на систематическом принципе, взятом из университетского курса. Он давным-давно устарел, содержание уже мхом покрылось, лет на 80 отстаём, а порой и больше. А ведь биология - это магистральная наука для человечества. В новом курсе подход построен на логике, которая разворачивается сама. Например, обсуждая определённую модель, начинаем с разговора о таком жизненном процессе, как дыхание - в смысле получения энергии. На этот ключевой момент затем «накручивается» всё остальное. Главная фишка в том, что ничего не рассказывается, ребята всё открывают сами. Наша задача - создать условия, чтобы даже общеизвестные вещи они перепроверяли, открывали. 

- Как к таким экспериментам относятся родители?

- А вот с родителями сложности большие: они не понимают логики курса, не могут помочь с домашним заданием. Приходится ещё и среди них вести образовательную работу. Тем не менее они всегда отмечают живой интерес к предмету у своих детей.

- Возможно, у вас они прошли удачно, но есть немало примеров безоглядного экспериментаторства, когда у ребёнка отбивают всю охоту учиться.

- Я осторожно отношусь ко всему новому. Неумелое введение непроверенных учебников и программ может нанести вред. И вообще я против оголтелого реформаторства, а тем более в образовании. У нас, как ни в какой другой профессии, многое зависит от личности учителя.

Бухгалтерский подход

- Много разговоров о том, что система образования развалилась. Что делать с обломками?

- Я внутри этой системы и так не считаю. Советское образование было хорошим, но для определённого времени и общества. Педагогика - это вечный поиск, нельзя стоять на одном месте всю жизнь и ожидать хорошего результата. Другой мир, другая страна, поэтому не может образование оставаться прежним. Однако неприемлемо, когда в нём превалируют деньги и задачи решаются, исходя из наличия финансов. Когда на августовских педсоветах сидишь и слушаешь бесконечные перечисления сумм, потраченных на… Этот бухгалтерский подход надо искоренять. Всё лучшее должно быть для детей, даже если придётся откуда-то забрать. 

Да, сейчас модно критиковать образование. Но это часть государства, отражение общества. Главная ценность - наши дети. Ничего у нас не будет, если мы не поймём эту простую истину. Как мы сами к детям относимся? Любим родных детей, а к чужим отношение совершенно другое. Когда семьи вынуждены собирать на операции по копейке - это страшно. У нас что, самое нищее государство? Мы не можем вылечить своих детей? И эту ситуацию не школа создаёт. Нужно намного шире смотреть.

- ЕГЭ ругают все, кому не лень. Что думаете по этому поводу?

- Мне не нравится ежегодное реформирование ЕГЭ, но я нормально отношусь к такой форме экзамена. Согласен: нельзя писать тесты по литературе и истории, но по биологии - почему бы и нет? Я уже в российское время застал обычные экзамены - это полная ерунда: шпаргалки, списывания. Форма ЕГЭ не идеальна, со строгостями есть переборы, но причина их - наше же нежелание соблюдать правила. Теперь нет вступительных экзаменов, и благодаря ЕГЭ выпускники могут поступить в любой вуз страны. 

- Больная тема - профессиональная подготовка. По-прежнему абитуриенты стремятся стать юристами, экономистами. Хотя есть много профессий, имеется дефицит рабочих рук, зачастую они и оплачиваются неплохо. Должна ли школа готовить к будущей профессии?

- Несомненно. К примеру, в нашем лицее есть инженерная школа, экологическая школа, класс высшей школы экономики. Дети целенаправленно готовятся к будущей специальности. Я вообще не приверженец всеобщего высшего образования - у нас по факту и среднего всеобщего нет. Вуз не для всех, по объективным причинам. Чем высиживать диплом, который потом пылится на полке, лучше пойти в техникум, училище и получить востребованную и денежную профессию.

- Вы победитель двух конкурсов «Учитель года» - городского и краевого. Что дало участие?

- Здесь, как везде, главное - люди. Я в восторге от коллег, с которыми познакомился. Много замечательных педагогов, у каждого есть стержень. Не всё у нас так плохо, если в школах работают такие люди. Вообще, я не люблю, когда плохо говорят про детей и молодёжь. Ничего подобного - они лучше нас. Они свободнее, интереснее, более раскрепощены, больше знают. Они выросли в новом мире. И нам надо до них расти, а не форматировать под себя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах