Из тюремного замка выходили единицы. / Фото: Кристина Смурова / АиФ
В самом центре Красноярска находится одно из старейших пенитенциарных учреждений страны. В этом году тюремному замку исполняется 191 год. В своё время здесь побывали такие известные личности, как Иосиф Сталин, Феликс Дзержинский и Лидия Русланова. Конечно, сегодня камеры пусты, в стенах здания работает музей, но над ним находится действующая тюрьма. А подлинные экспонаты быта: кандалы, тюремные ключи и орудия пыток - впечатляют и возвращают в те страшные времена. По коридорам тюремного замка прошелся и корреспондент «АиФ-Красноярск».
Построенный в 1827 году тюремный замок и по сей день благополучно существует на улице Республики. Здесь нет ни деревянных, ни железных перекрытий. Точность и изящество кирпичной кладки поражают. В стенах проложены прутья, что создаёт дополнительную прочность и лишает арестантов надежды на побег. Кстати, за 191 год сбежать отсюда ещё никому не удалось. Поражает и список узников, побывавших в стенах этой тюрьмы: Владимир Короленко, Феликс Дзержинский, Яков Свердлов, Иосиф Сталин, Лидия Русланова, Георгий Жжёнов.
В помещениях замка размещалось до 500 человек, это была крупнейшая пересыльная тюрьма в империи. Все заключённые содержались в одинаковых условиях, вне зависимости от известности и происхождения. В камерах размером 2х3 м находилось по 10 человек. Обычные нары заменялись подъёмными койками, в качестве набивки для матрасов использовалась солома. Спали по очереди. Солнечного света не было никогда, он просто не проникал в маленькое окошко под потолком.
Самым страшным местом был карцер. Здесь на стене висела смирительная рубашка. Надевать её на заключённых мог только специально обученный человек. Рубашку сначала мочили, а потом надевали на человека. Когда она высыхала, двигаться в ней было невозможно. Кстати, её фасон оставался неизменным вплоть до 1970-х годов. Такое вот гениальное изобретение, сломившее не одного человека.
Кормили каторжан ячневой крупой, ржаной мукой и хлебным вином. Мясо, масло, яйца и рыбу получали лишь по большим религиозным праздникам.
Старинные стены из красного кирпича, сводчатые арочные потолки, узкие коридоры, массивные двери с тяжёлыми навесными запорами несут на себе отпечаток старины. Эти казематы по праву стали частью истории.
Ужас подземелья
Экскурсия в тюремный замок начинается со спуска в настоящее подземелье. Сначала всё это напоминает увлекательное путешествие, как в сказке «Алиса в стране чудес». Помните момент, когда девочка проваливается в глубокую нору, где и начинаются чудеса? Но в этом случае всё иначе: сказка заканчивается перед входом в музей.
Холод, страх, тревога овладевают тобой. И неудивительно - ведь первое, что попадается на глаза, - барельеф «Прибытие этапа в красноярскую тюрьму». Здесь изображены каторжане, которые вместе с семьями были вынуждены пешком идти до места ссылки.
Тысячи километров из центральной России до Красноярска - порой добирались 2 года. Пока не появилась Транссибирская железнодорожная магистраль. За всю историю по этому пути прошли сотни тысяч каторжан.
Они знали, что вернуться в родные края им уже не суждено. Часто вместе с ссыльными шли их жёны и дети, потому что без кормильца семья была обречена на гибель. Мучения и страх перед неизвестностью навсегда запечатлелись на их лицах. В глазах скульптур такая скорбь, которую не передать словами.
Добиться такой точной передачи чувств и эмоций дано не каждому. Над скульптурами музея работал один из осуждённых, возможно, именно поэтому экспонаты получились такими живыми.
«К работе приступил в 2009 году. Комнаты и коридоры замка впечатлили сразу. Хотелось очень точно передать атмосферу того времени, сделать так, чтобы каждый, открыв дверь, почувствовал, что сделал шаг в прошлое. Чтобы передать все детали, изучал историю, книги читал. Помню, как боялся первых гостей музея: понравится ли, поймут ли? Среди них были итальянцы, англичане, немцы. Но после восторженных отзывов понял: всё получилось!» - вспоминает в прошлом осуждённый, художник-скульптор Александр С. (имя изменено).
Клеймо позора и дух матроса
Какая тюрьма прошлых веков могла обойтись без пыточной? Здесь ей посвящена целая экспозиция. Один из изощрённых способов воздействия на психику - железный ошейник с острыми наконечниками.
В таком «украшении» ни сесть, ни лечь невозможно. Ещё один способ сломить человека - удары железными розгами. Узника растягивали на бревне и начинали бить - от каждого удара кожа буквально разрывалась. Если человек терял сознание, его помещали в больницу. Но после лечения пытки продолжались. И так до того момента, пока человек не получал всю назначенную меру наказания.
Особое внимание уделялось тому, чтобы заключённые выделялись из толпы. Для этого им делали необычные стрижки, например, выстригали только одну половину волос. Но большей популярностью пользовалось клеймо «КАТ» - каторжанин. Буквы выжигались на щеках и на лбу. И с этим позором человеку приходилось ходить до конца жизни. Такое прошлое ни смыть, ни скрыть невозможно.
«Все наказания приводил в исполнение палач, которого раньше называли заплечных дел мастером. Примечательно, что заключённые принимали самое активное участие в его выборе. Причём палач и жертва боялись друг друга одинаково. В XIX веке даже был случай, когда узники убили своего мучителя», - говорит сотрудник СИЗО-1 Максим Широков.
Кстати, после этого случая в замке стали видеть привидений. Правда это или вымысел, судить сложно. Как признаются сотрудники, даже сегодня заключённых пугают духи. Сегодня над зданием музея находится действующая тюрьма. Был случай, когда арестанты одной из камер попросили позвать батюшку и освятить комнату. Якобы по ночам к ним приходит дух матроса. Верить или нет - каждый решает сам. Но место, где пытали сотни людей; подвалы, в которых десятками расстреливали арестантов, камеры, в которых люди переживали не лучшие моменты своей жизни, наводят ужас даже на самых психологически крепких людей.
Кстати
Музейная экспозиция «Красноярский тюремный замок» была открыта в следственном изоляторе № 1 ГУФСИН Красноярского края в марте 2009 года к 130-летию уголовно-исполнительной системы России. Создавался музей под руководством Альбины Рублёвой, ныне майора в отставке, пенсионера УИС. Экспонаты приносили ветераны, сотрудники, многие были куплены на блошином рынке. В 2011 году замок принял участие в IX Международной музейной биеннале «Во глубине». Проект московского художника Андрея Кузькина «Люди» был представлен в экспозиции музея и получил гран-при биеннале.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.