«Благость, радость и гармония. Ощущение возрождения культуры нашего народа», - такими словами описывали свои эмоции гости одного из самых популярных фестивалей в России. Уже в 14-й раз в Шушенском прошёл этнический фестиваль «Мир Сибири». На празднике музыки и ремёсел побывал и корреспондент «АиФ-Красноярск».
Зона, свободная от алкоголя
Количество гостей фестиваля уже пять лет переваливает за 30 тыс. Столько людей обеспечить благами цивилизации, хотя бы минимальными, непросто. Но 14 лет даром не прошли, и в целом коммунального коллапса не происходит. Небольшие очереди в туалет по утрам и отсутствие в некоторых из них крючков особенно настроения не портят. Отдыхающие быстро научились стучать, а получая в ответ: «Кто там?» - хихикать. Достаточное количество душевых кабинок и умывальников, вода, освещение создают комфортную среду обитания. Важно, что сохраняется мораторий на продажу спиртного, поэтому гостей навеселе совсем немного.
Впрочем, пространство для улучшений есть, как всегда. Скажем, было бы неплохо сделать точки для подзарядки гаджетов. Странно также смотрелась внушительная очередь ко входу на главную сцену. Тысячи людей нужно было пропустить через один металлоискатель, при этом осматривая у каждого сумку. На фоне общих организационных расходов ещё 2-3 прохода были бы не очень заметными, а толкучки удалось бы избежать.
Из нововведений нынешнего года - создание отдельной зоны для еды - трапезной. Теперь чаны с пловом и другими вкусностями собраны в одном месте, где есть вода и стоят столы, за которыми можно разместиться. Ассортимент блюд примерно одинаков уже многие годы, а вот его как раз хотелось бы разнообразить, скажем, вегетарианской кухней, что в июльскую жару было бы весьма уместно. Из прохладительных напитков удалось заметить только квас, который продавался в двух местах.
Жилую зону палаточного городка в этом году планировалось разделить на молодёжную и семейную, чтобы обеспечить первым возможность веселиться допоздна, а вторым - спокойный отдых ночью. Однако на практике воплотить эту идею пока не удалось. На вопрос: «Где тут семейная зона?» - администратор, принимавший деньги за кемпинг, неопределённо махнул рукой, предложив выбрать любое удобное место. Впрочем, шумных гульбищ до утра, как бывало раньше, каким-то чудом удалось избежать. «Попса» средней громкости - вот выбор тех странных людей, которые привозят её на этно-фестиваль.
Не подвела и погода - прогноз «холод и гроза с дождём» не устоял перед проведённым организаторами обрядом, и дождь сместился к ночному времени, днём уступив место палящему солнцу.
Конкурс новых идей
Большинство фестивальных площадок уже стали традиционными. Это и этно-парк, и город мастеров с ярмаркой, и обрядовая поляна с беседкой. Приметой фестиваля стали «перуанцы», которые приезжают ежегодно и стоят в начале главной аллеи - они неизменно собирают вокруг благодарных слушателей. В последние годы такими знаковыми неформальными участниками стали «свободные барабанщики» - любителей зажечь под ритмы народов мира всё больше, а самому активному зрителю непременно дадут барабан и предложат вливаться.
А вот количество мероприятий увеличивается с каждым годом, успеть даже на половину из них физически невозможно. Успехом пользуются мастер-классы по приготовлению национальной еды. В этот раз из экзотического была тюря на берёзовом кислом квасе и таёжные котлеты из оленины с брусникой. Возможно, эти блюда войдут в постоянный рацион участников мероприятий.
Виртуозная игра на якутском хомусе, продемонстрированная членом жюри Альбиной Дегтярёвой, впечатлила даже скептиков - инструменты в городе мастеров стали разбирать намного быстрее. Два мастер-класса по живописи, пример хороводного пения, старинный свадебный обряд, этно-zumba, народные игры - перечислять можно бесконечно.
«В России работает большое количество этнических музыкальных коллективов, заслуживающих высокой оценки. Каждый год не менее 200 из них подают заявку на участие в фестивале «Мир Сибири», - отметил председатель конкурса на присуждение этно-музыкальной премии мира Сергей СТАРОСТИН. - Признаюсь, изначально, с первых фестивальных лет, я был противником конкурсной программы, не понимал, как можно сравнивать традиционную музыку бурятов, хакасов, русских. Потом понял, что музыканты могут сравнить себя с другими участниками, они уезжают из Шушенского, полные идей и готовые к экспериментам».