Месяц жил на вокзале Алматы красноярец

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ на Енисее 14/12/2012

Куда идти,что делать?

Руслан отдохнул в Таиланде, посмотрел на Корею, побывал в Ташкенте и через Казахстан планировал вернуться домой.
- 14 сентября я был в Алматы. На автовокзале взял такси до железнодорожного вокзала. У меня был поезд до Иркутска. По дороге остановились у магазина. Я выхожу, а таксист говорит: «Сейчас развернусь», трогается с места и исчезает. Так я остался без вещей, денег и документов.
Мужчина обратился в полицию. Его продержали 12 часов, причём обращались с ним почти как с преступником. А в четыре утра отправили на вокзал. Там в полудрёме он просидел до утра, а затем пошёл в консульство. Но в субботу оно не работало, и Руслан остался один на один со своей бедой.
- В кармане - последние 2 500 тенге (около 500 рублей), куда идти, что делать - не знаю. Социальных приютов для тех, кто попал в сложную ситуацию, в городе нет. Позвонить друзьям и знакомым так и не смог. Зашёл в интернет-кафе, написал им письма. Администратор услышал мою историю, сделал скидку в 50%. Потом и вовсе позволял бесплатно общаться с родными. Зашёл в какую-то гостиницу, спросил, сколько стоит номер. Оказалось, могу оплатить сутки. Но женщина-администратор прониклась бедой и разрешила провести на диване в коридоре одну ночь. А затем посоветовала обратиться в привокзальную гостиницу, где работала её знакомая. Пошёл туда. Директор выслушал меня и выделил койко-место в тупике коридора. Там на раскладушке я и спал, заплатив за две ночи 500 тенге.

Помочь не можем

В понедельник Руслан попал в консульство и тут же столкнулся с бюрократическими проблемами. Чтобы отправить запрос в Красноярск, с него потребовали около 9 тысяч тенге.
- Объясняю - нет денег. Остался в том, что на мне. В ответ: ничем помочь не можем. С консулом встретиться нельзя, его зам тоже недоступен. Пришлось долго упрашивать. В конце концов приняли заявление без оплаты и сказали, что запрос отправят в ближайшее время. На вопрос, что мне делать до тех пор без денег, еды и жилья, пожали плечами.
В милиции Руслану выдали справку о краже. Заверили, что по ней можно купить билет и переехать через границу. Но такой документ нигде принимать не хотели.
- Получить денежный перевод не могу, занять - не у кого. Не милостыню же просить. Я вроде и питался скромно - самас да вода, а деньги закончились. Спал на вокзале: рано утром уходил бродить по городу, чтобы не вызывать подозрения, поздно вечером возвращался.
Постепенно стал походить на бомжа. Зубы почистить, помыться - негде. Дозвонился до работы, мне прислали копии моих документов. Но в консульстве их не приняли. Сказали, надо заверить их, печати поставить. Дежурная привокзальной гостиницы сжалилась, позволила постирать, помыться у неё. Даже денег заняла.
Прошла ещё неделя, затем вторая. Потом красноярцу повезло - наткнулся на журналистов местного телеканала. Услышав его историю, они тут же сняли сюжет. Прак­тически с боем прорывались в консульство, где красноярцу пообещали сделать ещё один запрос.

Клякса вместо лица

- После новостей мне в социальных сетях стали писать жители Алматы. Предлагали помощь, поддерживали, давали советы. А один местный парень и вовсе предложил пожить у него. Я только обрадовался - новый шок. Вроде нашли мои вещи. Но вышедший ко мне из отделения полиции человек, сказал, что их мне вернут за 500 долларов. Я был так зол, что пошёл в прокуратуру и затем в отдел собственной безопасности. А там двое сотрудников при мне по-казахски говорили о том, что через пару месяцев дело всё равно закроют.
14 октября Руслану наконец-то выдали свидетельство на возвращение. Причём пошли навстречу, ведь присланный из Красноярска факс оказался нечитаемым.
- Расплывчатый почерк и клякса вместо лица. И вот этого я ждал месяц?! Честно говоря, было обидно. Простые люди в чужой стране мне помогли больше, чем те, кто получает за это деньги. Причём консульство обвиняло УФМС Красноярска в медленной работе, а наши, естественно, - казахов. Я когда вернулся в Красноярск, специально поехал в УФМС, чтобы посмот­реть на людей, которые месяц документы не могли отправить. Мне какая-то женщина надменно сказала, что они со своей стороны сделали всё быстро. А я-то, наивный, думал, - извинятся.

АиФ Комментарий

Евгения Селина, руководитель турфирмы:
- Перед поездкой за границу лучше сделать ксерокопию основных страниц паспорта. Оставьте копии у друзей или родных, чтобы при случае они могли быстро выслать их вам по факсу. Есть возможность - храните оригинал в сейфе отеля, где вы остановились. А с собой берите именно копию. Нет возможности оставить документы, держите их во внутренних карманах одежды. Купите специальную нательную сумку, где можно держать деньги, карточки и документы. Если неприятность всё же произошла - вас ограбили или вы потеряли документы, то подтвердить вашу личность могут два свидетеля. Но оба должны быть гражданами России. Ещё один нюанс касается денег. Лучше разделить их на несколько частей и хранить в разных местах. Ведь если всё произошло в городе, где нет российского консульства (посольства), то вам придётся самостоятельно, за свой счёт добираться туда, где они расположены.