Законов, регламентирующих безопасность аттракционов, в России нет. После распада Советского Союза этот момент как-то пустили на самотёк и вспомнили о нём, когда механизмы стали регулярно калечить людей.
Крушение поезда
18 июля на территории пляжа курорта Шира 11-летний мальчик, катаясь с водяной горки, во время очередного спуска не сумел вынырнуть на поверхность. Ребёнок был под водой, пока на него не наткнулся один из отдыхающих. Мальчика госпитализировали в реанимацию Ширинской районной больницы в состоянии клинической комы. А 28 июля в Центральном парке Красноярска один из вагончиков детского поезда сошёл с рельсов и перевернулся. К счастью, женщина с ребёнком, находившиеся в вагончике, получили лишь царапины. И как-то сам собой поднимается извечный русский вопрос - кто виноват?
Оператор красноярского Центрального парка вовремя не остановила аттракцион >>
В Красноярске с 2004 года этими вопросами «ведает» специальная комиссия по приёму аттракционного хозяйства. По изначальному замыслу, в неё должны входить специалисты ГО и ЧС, пожарной безопасности, управления охраны труда, энергослужб и управления культуры. Честно говоря, комиссия просто существует, а постоянный осмотр аттракционов остаётся на совести владельцев.
Хозяину водного аттракциона под Красноярском, на котором погиб мужчина, грозит суд >>
- Закона, регламентирующего эксплуатацию аттракционов, попросту не существует, - говорит Яна ПОТЕХИНА, заместитель директора Центрального парка Красноярска. - Индустрии развлечений нужен такой закон, но пока вся ответственность лежит исключительно на владельцах качелей-каруселей. И, разумеется, самих отдыхающих. Взять, к примеру, самый простой - батут. С нашей стороны мы стараемся обезопасить ребятишек страхующей сеткой, но и родители должны объяснить ребёнку, как нужно вести себя, чтобы не выпасть. Это наш бизнес, если что-то произойдёт, это будет такое пятно - не отмоешься! У нас каждое утро специальная служба оценивает состояние технической исправности каруселей. Без подтверждающей подписи механика и электромеханика те не начнут работать. Каждую зиму мы проводим капитальный ремонт техники, и перед началом нового сезона независимый эксперт даёт своё заключение. К слову, в этом году нам запретили эксплуатацию одного аттракциона.
Без подписи механика карусель не поедет. Фото: russianlook.ru |
Ещё момент: после положительного заключения эксперта проводятся испытания с мешками вместо людей, а затем представители администрации парка испытывают аттракцион лично на себе. Кстати, экстремальный «Рейнджер» или «Флэш» просто не запустится, если что-то не так со страховкой - автоматика не позволит это сделать.
Как оказалось, в недавнем «крушении» поезда в Центральном парке Красноярска виноват вылетевший фиксирующий стопорный палец, соединяющий вагончики. Вообще этот поезд без происшествий работает с 2007 года, но и на старуху бывает проруха.
Человеческий фактор
Лётчики любят говорить - самолёты не падают, их роняют люди. Другими словами, речь идёт о пресловутом человеческом факторе. В данном случае - и со стороны владельцев аттракционов, и с «лёгкой руки» самих пользователей индустрии. Правила не требуют от владельцев аттракционов вывешивать медицинские противопоказания. Но! Врачи не рекомендуют развлекаться таким образом людям с нарушениями вегетососудистой системы, гипертоникам, больным ишемией, радикулитом, диабетикам, женщинам в критические дни и беременным независимо от срока. Со слов сотрудников того же Центрального парка Красноярска, безопасность редко волнует наших людей, особенно под шафе: покупают билеты сразу на несколько «заездов», просят пропустить на карусель с грудными детьми, а услышав отказ, угрожают, предлагают дать расписку. В общем - «Тагил!».
Мужчина сломал шею на водном аттракционе в Красноярском крае >>
Похожие ситуации случаются и в фанпарке «Бобровый лог», на территории которого функционируют экстремальные аттракционы: «Родельбан», «Скалодром», «Зипрайдер» и «Верёвочный город».
- За семь лет работы комплекса случались инциденты на «Родельбане», - рассказывает Елена ГАВРИЛОВА, генеральный директор фанпарка «Бобровый Лог». - Они были связаны с несоблюдением правил безопасности и нарушением скоростного режима самими посетителями. И это несмотря на то, что перед посадкой все посетители в обязательном порядке знакомятся с правилами поведения на объектах фанпарка и прослушивают инструктаж. Это вовсе не означает, что «экстремальные» - опаснее. Понятие «экстремальный» означает, что здесь посетитель может получить больше адреналина при усиленных мерах безопасности. С точки зрения безопасности все аттракционы могут представлять угрозу в случае пренебрежения правилами, и неважно - обычная это карусель или экстремальный «Зипрайдер».
Хроника происшествий за 2013 год:
3 января в Карачаево-Черкесии во время катания на экстремальном аттракционе «Зорб» надувной шар с людьми внутри отклонился от маршрута и упал в ущелье. Один турист погиб, второй получил серьёзные травмы.
9 июня в татарском селе Каклы-Куль во время празднования Сабантуя порыв ветра поднял в небо детский батут. Пострадали 85-летняя пенсионерка и двое детей.
19 июня в Перми на аттракционе «Американские горки» женщина выпала из кабинки с высоты трёх метров. Пострадавшая скончалась в больнице через несколько дней.
23 июня в парке Уфы сильный ветер опрокинул батут. В результате сооружение накрыло пятерых малышей. Двоих из них госпитализировали с тяжёлыми травмами внутренних органов.
8 июля в Белогорске на аттракционе «Гусеница» с рельсов сошли несколько вагончиков, люди выпали из тележки с трёхметровой высоты. Двое взрослых и 10-летняя девочка госпитализированы. Монтажом «Гусеницы» занималась красноярская фирма.
КОММЕНТАРИЙ
Оксана КОЛЬК, начальник отдела по взаимодействию со СМИ ООО ГУК «Жилфонд»:
- Управляющие компании - это обслуживающие организации, чья задача - следить в том числе и за состоянием малых архитектурных форм на дворовых площадках. Речь о горках, песочницах и прочих качелях-каруселях. Именно управляющая компания должна содержать весь этот дворовый развлекательный инвентарь в должном состоянии и по мере прихождения его в негодность ремонтировать.
Жильцам в свою очередь стоить просигналить в УК, если, на их взгляд, что-то на детской площадке неисправно. Малые архитектурные формы устанавливаются по ГОСТам, гарантийный срок - два года. То есть если в течение двух лет с момента установки на детской площадке что-то пришло в негодность, управляющая компания обязана провести замену или ремонт бесплатно. Гарантийный срок определили 5 лет назад, дабы покончить с недобросовестными подрядчиками.
Почему нет закона?
На фоне недавно принятых законов о курении, Интернете, чувствах верующих становится непонятным, почему до сих пор в России нет закона, регламентирующего деятельность аттракционов?
МНЕНИЕ ПАЩЕНКО
- Это абсолютно неконтролируемая область, в которой трагические события стали уже регулярным явлением! И зачастую страдают дети. Мало того, что рождаемость в стране низкая, так ещё и калечим то, что имеем. Поэтому пора убрать с лица улыбку по поводу «свежепринятых» законов и всерьёз заняться индустрией развлечений. Буквально поставить это во главу угла. Думаю, инициатором принятия такого закона должны стать общественные организации на местах, например гражданская ассамблея, и не сомневаюсь, что в Думе такую инициативу обязательно поддержат.
Олег ПАЩЕНКО, депутат Законодательного собрания Красноярского края
ОДНОЙ СТРОКОЙ
Жанна СОБОЛЕВСКАЯ, помощник руководителя ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае»:
- Мы не имеем отношения к сертификации подобных сооружений и устройств. Органы сертификации выведены в отдельные организации, в данном случае - «Крастест».
Ольга КАРАТАЕВА, заведующая сектором органа по сертификации в ООО «Центр сертификации и экспертизы Красноярск-Тест»:
- Всё, что касается оборудования детских игровых площадок, не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Возможно - какой-то промышленной сертификации на заводе-изготовителе, но обязательной - нет. А что касается батутов - по части резиново-технических сооружений у нас нет экспертов.
Наталья ЧИЖИКОВА, пресс-секретарь Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
- К сожалению, мы никак не можем повлиять на ситуацию с аттракционами, потому как надзор за таким сооружениями вне нашей компетенции.