aif.ru counter
Андрей МОСКОВ 379

Квота терпимости. Рашит Рафиков о ксенофобии, национализме и мигрантах

У нас мультикультурная страна, и, казалось бы, давно уже всем пора притереться, прижиться - ан нет! В последнее время градус...

Фото Алины Ковригиной

Об этом мы говорим с Рашитом РАФИКОВЫМ, заместителем начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края.

Сарафанное радио

«АиФ на Енисее»: - Рашит Гиззатович, в чём причина повальной этноксенофобии и националистических настроений интернет-сообщества и СМИ?

Рашит Рафиков: - Ксенофобия по национальному признаку была всегда. Но раньше не было Интернета. И если ещё десять лет назад в предоставлении негативной информации и формировании общественного мнения лидировали телевидение и газеты, то теперь на первом месте - Интернет и конкретно социальные сети. Это модно, мобильно и быстро. Эффект сарафанного радио. Плюс, современная четвёртая власть не хочет, вернее, не может позволить себе иметь политкорректную подачу материала. Исключений - единицы. Между тем национальная сфера настолько тонкая и деликатная, что любая формулировка может иметь негативный оттенок. К сожалению, сейчас главное для СМИ - рейтинг, и на его рост не повлияет любой национальный, пусть даже и очень масштабный, праздник. А вот конфликт…

«АиФ на Енисее»: - Получается, что ксенофобия - явление перманентное и неизменное?

Р.Р.: - Не совсем так. С 2002 года мы проводим мониторинги уровня интолерантности среди старшеклассников и студентов первых курсов. Максималистски настроенная в этом возрасте молодёжь легко подвержена воздействию отдельных личностей или целенаправленной спекуляции в той же блогерской среде или социальных сетях. Так вот, уже тогда уровень негативного отношения к отдельным этносам или группам национальностей достигал 30%. Это очень много. Та же картина просматривалась и в отношении к представителям некоторых религий. Но самая тяжёлая ситуация была с интолерантностью к мигрантам - 60%. А в отдельных возрастных группах и в профлицеях и того больше - 70%. Страшные цифры.

Мигрантофобия изначально вообще не имела национального оттенка, просто урбанизация родила механизм деления на старожилов и пришлых. А в наше время на это накладывается, скажем, исламофобия, этноксенофобия, и в итоге мы имеем серьёзную проблему. Другое дело, что до последнего времени это не выливалось в определённые действия.

«АиФ на Енисее»: - Тогда почему об этом стали говорить так много именно в последнее время?

Р.Р.: - Когда уровень социально-экономического характера снижается, люди ищут виновных. Часто их видят в представителях иной религии, цвета кожи, национальности. А после событий на Болотной площади люди вышли на улицы и получили импульс высказывания претензий. А теперь прибавим к этому возможности Интернета и соцсетей… Между тем на примере массовых беспорядков в Кондопоге или недавних событий в Пугачёве мы видим, что это конфликты, возникшие на бытовой почве.

Право передвижения

«АиФ на Енисее»: - Для большинства бытовые конфликты - это нечто абсолютно не связанное с массовым недовольством.

Р.Р.: - Причины всех межнациональных конфликтов можно разложить на чёткий ряд тезисов и потенциальных угроз. Первая угроза - правовая. Тезис: «ОНИ занимаются противоправной деятельностью». Вторая - экономическая: «ОНИ занимают наши рабочие места». Третья - культурная: «ОНИ говорят на другом языке и подавляют нашу культуру». Четвёртая - бытовая: «ОНИ ведут себя вызывающе». Ещё одна угроза - территориальная: «ИХ становится всё больше». Основная часть недовольных - молодёжь - сильнее всего реагирует на бытовую, поведенческую «угрозу». Обычно именно это становится поводом для большинства конфликтов. И если вовремя не сработают силовые структуры, а СМИ предвзято осветят ситуацию, в конфликт могут влиться радикал-экстремисты, профессиональные провокаторы, и ситуация может приобрести характер народного бунта. А это погромы и насилие, когда «люди толпы» не прислушиваются к логике и разуму.

Мигрантов заставят сдавать экзамены по русскому языку и истории >>

«АиФ на Енисее»: - По поводу дерзкого поведения «гостей с Кавказа» интернет-сообщество пестрит предложениями типа «Выслать кавказцев в свои горы!».

Р.Р.: - Не надо забывать: большинство выходцев с Северного Кавказа - граждане Российской Федерации, и они не ограничены в своих передвижениях внутри страны. При этом вызывающее поведение присуще определённой прослойке маргинального типа, тем, кто родился уже здесь, достаточно сильно отделился от родных традиций, таких, например, как уважение к старшим, но ещё не интегрировался полностью. И основные проблемы возникают как раз с теми, кто имеет российское гражданство.

Меньше, да больше

«АиФ на Енисее»: - Как тогда быть с жалобами типа «Скоро русских не останется! Понаехали…»?

Р.Р.: - Сибирь всегда формировалась за счёт мигрантов. При этом в Красноярском крае и Хакасии - раньше это было одно целое - на протяжении XIX и почти всего XX века удельный уровень нерусского населения составлял всего 16%. Исключение - 40-50-е годы прошлого столетия, когда в Сибирь в массовом порядке были сосланы целые народы, репрессированные при сталинском режиме. Тогда эта цифра выросла до 18%. Это без учёта тех, кто находился в системе ГУЛАГа. Позже большинство выживших вернулось на историческую родину, и средний процент нерусских в крае опустился до прежнего уровня, а после отделения Хакасии сократился ещё больше. Перепись населения 1989 года показала 12,5%, 2002 года - 10,5%. А в 2010 году этот показатель снизился до 8,5%. То есть де-факто «удельный вес» и численность нерусского населения в Красноярском крае уменьшается. Но увеличилось количество людей, не указывающих свою этническую принадлежность. Это результат ассимиляции. Люди перестали соотносить себя с собственным этносом и уже считают себя русскими. С 1989 по 2010 год тех же украинцев, белорусов, немцев, эстонцев, чувашей, татар стало в полтора-два раза меньше.

Министр экономразвития края: Без мигрантов нам не обойтись >>

«АиФ на Енисее»: - Если цифры говорят одно, а люди видят другое, получается, у мигрантофобии глаза велики?

Р.Р.: - Если раньше общее количество нерусского старожильческого населения распределялось достаточно равномерно в городах и сельской местности, то сейчас мы видим перераспределение. Начиная с 1989 года, когда в Средней Азии и на Кавказе произошло довольно много кровавых событий и резкое ухудшение экономики, Россию захлестнула новая миграционная волна. И вновь прибывающие стали аккумулироваться исключительно в крупных городах, где легче найти заработок.

Мигрантов в краевом центре будут учить русскому языку >>

В крае среди таких городов первое место занимает Красноярск, второе - Норильск. И средние по краю 8,5% в том же Красноярске достигают 11%, а в отдельных его городских районах - 13-14%! Понятно, что визуально это не может оставаться незаметным. И это, кстати, может стать проблемой.

«АиФ на Енисее»: - Появлением гетто, как в некоторых районах Парижа или того же Лондона?

Р.Р.: - Теоретически анклавность может привести к так называемой гетторизации, хотя Красноярску это вряд ли грозит. Гетто - это район, где инфраструктура - полностью на языке и в традициях проживающего там населения. И это всегда минус. Гетто - это государство в государстве. У нас пока такого нет и, если судить по планам градостроительства, не будет. Главное в будущем - не допускать анклавности расселения. Это может быть достигнуто рассредоточением крупных торговых предприятий и наличием рядом с ними недорогого жилья, в том числе и социального найма по всему городу.

«АиФ на Енисее»: - Не будут ли старожилы против такого соседства?

Р.Р.: - Думаю, у всех нас просто должен быть определённый запас терпимости. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему в Красноярске хотят депортировать старовера из США?
  2. Чем коровы из Чехии лучше российских?
  3. Почему в роддом не пускают с цветными ногтями?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Депутаты Госдумы предлагают ввести четырехдневную рабочую неделю. Что вы думаете?