О том, как прожить в супружеском счастье 60 лет и не растерять чувств друг к другу, как подготовить не только лучших в мире спортсменов, но и прекрасных семьянинов, «АиФ на Енисее» расспросил Дмитрия Миндиашвили известного красноярского тренера по вольной борьбе.
Сам Дмитрий Георгиевич, воспитавший целую плеяду олимпийских чемпионов, давно знаменит не только в России, но и во всём мире. О его супруге Тамаре такого не скажешь. Но за свои успехи и счастье великий борец и тренер благодарен жене.
Сердце грузина
«Как-то один журналист написал про Тамару: «в тени известного мужа», - только тень эта золотая. Просто вокруг нашей семьи так жарко, вот она и спряталась в тень», - шутит Дмитрий Георгиевич.
Вместе они уже 60 лет. 13 марта отметят бриллиантовую свадьбу. А познакомились в 1955 году на строительстве первого полигона по испытанию водородной бомбы в далёком Казахстане. Он был солдатом срочной службы. Она работала в мехколонне, которая строила железнодорожную ветку. Молодому старшине из Грузии сразу приглянулась белокурая голубоглазая хрупкая девочка, хотя всегда думал, что женится на грузинке. Но эта сибирячка попала в самое сердце. И с каждой встречей солдат влюблялся сильнее.
- Я до сих пор помню запах её духов, сразу понял, что вкус у неё хороший. А как она готовит! Всё мне нравилось в этой девушке, когда открывал её для себя, и сейчас, когда знаю уже 60 лет.
Тамара была очень скромной и строгой. На танцах не с каждым танцевать соглашалась. А когда Дмитрий решился пригласить, замешкалась. Первый танец всё-таки состоялся, однако отметала любые попытки поговорить.
- Я таких чёрненьких не видела никогда. У нас в Кемеровской области, где я родилась, таких не было. Ох и сильно же его боялась! Для нас он был иностранец, - вспоминает Тамара Михайловна.
Злые языки нашёптывали девчонке нехорошее про грузин, а сердце стремилось к нему. Парень-то видный, да ещё и старшина, уже тогда знали о его спортивных успехах, от девчонок отбоя не было. Вспоминает, что однажды убегать пришлось через окно. Воспитывался парень в деревне, у бабушки с дедом, после того как отца репрессировали. И на его родине девушку пальцем нельзя было тронуть до свадьбы - отец или братья голову оторвут. Завоёвывать доверие строгой сибирячки приходилось с трудом. Только потеплеет девушка - вдруг снова холодом от неё повеет. А в ноябре 1955-ю мехколонну, где работала Тамара, отправили в Сибирь, на строительство дороги Абакан - Тайшет. Провожая свою любовь, старшина Миндиашвили долго бежал за поездом. Коллеги Тамары говорили: с глаз долой - из сердца вон, уедешь - забудет. Девушка старалась не думать о нём, но письмо, как обещала, написала.
Солдат не мог дождаться окончания службы, которая, как назло, затягивалась из-за того, что их рота должна была участвовать в испытаниях водородной бомбы. Даже то потрясение, которое пережил после взрыва (словно земля провалилась под ногами, яркий свет, затмивший солнце, казармы, где была их часть, снесло взрывной волной, а позже усиленный инструктаж о неразглашении гостайны), не могло заглушить любви, надолго поселившейся в его сердце. И вот в конце декабря долгожданная демобилизация. В тот же день купил билет до Красноярска.
Атака с тыла
Кровь кипела при мысли о том, что Тамара может достаться другому. А ухажёров вокруг красавицы всегда было много. Разгонять назойливых кавалеров приходилось кулаками.
Последний случай решил исход всех поединков. Один из претендентов был настойчив, на встречу с соперником пришёл вместе с отцом. «Отстань от неё, я её давно знаю, она меня тоже, а ты, грузин, убирайся». Обидно стало молодому парню, но предложил выбор сделать Тамаре. «Не знаю, любит она меня или нет, но могу сказать, что я её люблю, и пусть сама решает». Тамара прижалась к Дмитрию. Как стучало тогда от радости и волнения сердце, знает только он и девушка, стоявшая рядом.
Выбор сделала, но продолжала сомневаться. Видела, как приезжие молдаване оставляли своих жён и детей и возвращались на родину. Спросить совета не у кого - мать умерла, когда ей было 17, отец работал на западе страны. Женщина, у которой Тамара с сестрой снимали комнату, строго наказала, чтоб никаких парней не было. И девушка запретила жениху там появляться. А он ни спать, ни есть, ни нормально работать не мог. Решил зайти с тыла, через хозяйку дома: то дров ей наколет, то воды принесёт - покорил он и ссыльную украинку. «Какий гарный хлопец! - говорит она девушке. - Ты чо ж харю воротишь? Я тэбе так кажу: если ты его будешь так хнать, я тэби с хаты выханю». Потом и бухгалтер мехколонны, которого Тамара уважала как отца, тоже стал торопить девчонку с ответом.
- Смотрю, он уже с хозяином квартиры в баню пошёл, самогонку пьют, разговаривают, а бабка пельмени крутит, ну, думаю, к свадьбе готовятся, - с улыбкой вспоминает Тамара Михайловна. - А я ведь ещё ничего не решила.
Видя её сомнения, Дмитрий решил раз и навсегда расставить все точки над «i», пришёл и говорит: «Либо замуж за меня пойдёшь, либо я уезжаю, дома родные ждут». И она: «Нет, останься, Митя».
«Самость задвинуть подальше»
- Она мне досталась тяжело. И это естественно - решалась судьба человека. Ведь это на всю жизнь, - говорит Дмитрий Георгиевич. - Тамара была у меня первой и единственной в жизни. И я у неё тоже. Считаю, что она у меня святая, и я её ценю за это. Глубоко уважаю современную молодёжь, но она не ценит чистоту женщины, считает это глупостью, отсталостью. Но мы сегодня вместе с чистотой потеряли многие ценности: совестливость, честность, преданность, семья перестала быть важной.
- Много ненужной свободы льётся с экранов телевизоров. Показывают разврат артистов, которыми молодёжь восхищается. Пять браков - легко, замуж за парня, который во внуки годится, - здорово! У нас бы в деревне такую проституткой назвали. А сейчас герои нашего времени, - вторит ему супруга.
Дмитрий Георгиевич уважение женщины, почитание родителей, семейные ценности старается привить современной молодёжи. Выступает перед школьниками и студентами и своим примером показывает, что семья даёт опору, питает, вдохновляет. Из более чем 270 его воспитанников всего трое-четверо не смогли сохранить семью. Многое, по словам прославленного тренера, зависит от женщины, её мудрости. Большую часть своей жизни он был на сборах, жена растила детей, устраивала быт, ждала и встречала мужа.
Именно жена привела его на секцию по борьбе. Он и раньше спортом занимался, но в деревнях, где они жили в первые годы, не было такой возможности, а когда переехали в Красноярск, жена настояла. Но первые соревнования спортсмен проиграл. Пришёл домой и заявил, что со спортом завяжет. «Эх ты, а ещё грузин…» - задела Тамара его гордость. Не хотелось мужчине упасть в глазах жены, и снова пошёл на тренировку. Там ещё ребята поддержали.
- Сейчас женщины стали самостоятельными и перестали мириться с недостатками мужа: если что, сразу чемоданы за дверь, - говорит Тамара Михайловна. - Раньше для женщины на первом месте была семья и муж: это естественно - поддерживать мужчину во всём, растить детей и ждать дома. Одному, другому выставила чемодан за дверь, а дети? А любовь? Мириться надо и свою самость задвинуть подальше.
Юбиляры признаются, что и у них ссоры тоже случались, но серьёзных - никогда. Может, потому, что Дмитрий Георгиевич всегда шёл мириться первым. Говорит, если жена обиделась, значит, я не прав. А Тамара Михайловна всегда легко прощала.
- Основа семейной жизни - любовь. Никакие блага, деньги её не заменят. И нужно искать, ждать свою половину. А потом всеми силами стараться её сберечь. Ведь настоящая любовь - это когда без другого человека прожить нельзя. Ты за ним и в огонь, и в воду, и на край света.