«Наших паралимпийцев лишил Рио, но не воли к победе. Здоровье могут позавидовать их мужеству и стойкости», - считает Виктор Соколов, известный тренер по адаптивному спорту.
В воскресенье в Рио-де-Жанейро состоялась церемония закрытия Паралимпиады-2016. К сожалению, на этом спортивном празднике не было российских атлетов. Четыре года готовилась защищать спортивную честь страны в Бразилии и Вероника Зотова, спортсменка из Железногорска. Но бесчеловечное решение спортивных чиновников из Международного паралимпийского комитета о дисквалификации всей российской сборной и Спортивного арбитражного суда, оставившего вердикт в силе, лишило девушку мечты.
Российские спортсмены с ограниченными возможностями и неограниченной силой духа остались дома, но не сдались. На альтернативных российских Паралимпийских играх - 2016 в Подмосковье Вероника Зотова завоевала две золотые медали - в беге на дистанции 100 метров и в эстафете 4*100 м. Её лишили Рио, но не воли к победе! Всё это трудное для Вероники время рядом был её наставник - тренер Виктор Соколов.
«Старт дали – я умер…»
Марина Панфилова, «АиФ-Красноярск»: Виктор Васильевич, жаль, что мечты Вероники о Рио не сбылись. Но испытания только закаляют. И Вероника, завоевав две золотые медали в Новогорске, доказала, что она достойна включения в сборную страны…
Виктор Соколов: В 2008 году я впервые вывез 13-летнюю спортсменку на первенство России по лёгкой атлетике. Её никто не знал, но она сразу выиграла золотую медаль. В 14 лет её включили в молодёжную сборную России и отправили на чемпионат мира в США. Я поехал туда как тренер сборной России. В Колорадо-Спрингс Вероника завоевала одну золотую и две серебряные медали. Через два года по результатам соревнований она опять попадает в сборную и выигрывает три «золота». В 2012 году Вероника ездила на Паралимпийские игры в Лондон в составе группы поддержки Красноярского края, чтобы ощутить атмосферу Игр. Это тоже был этап подготовки.
- Вы считаете, она была абсолютно готова к борьбе за медали в Рио?
- В 2016 году она стала чемпионкой Европы на соревнованиях, проходивших в Италии. В состав нашей паралимпийской сборной берут только тех, кто реально завоёвывает медали. У нас нет ни пассажиров, ни туристов. Мы собирались в Рио только за золотой медалью в эстафете. Даже в тот момент, когда нас объявили невыездными, мы продолжали тренироваться два раза в день. Мы не сдались. На альтернативных российских Паралимпийских играх в Подмосковье Вероника завоевала две золотые медали: в беге на 100 метров и в эстафете, хотя бежать было трудно: ливень, ветер. К тому же она выступала с травмой ноги и мужественно преодолела боль. После соревнований мне было приятно услышать от неё такие слова: «Если бы не ваша вера в меня, медалей бы не было». Недаром я ей часто говорю: «Понимаешь, почему мне хочется, чтобы ты быстрее пробежала? Старт дали - я умер. Ты финишировала - я воскрес. И чем ты быстрее пробежишь, тем я меньше нахожусь в состоянии смерти».
Спорт сильнее политики
- В последние годы российские паралимпийцы выступают сильнее, чем здоровые спортсмены. Чем, по-вашему, этот феномен объясняется?
- В здоровом спорте побеждают таланты, а у нас побеждают пахари. Спорт - это рабский труд! Золотая медаль - 5% таланта и 95% работы. Феномена нет. Просто паралимпийцы работают, и Вероника тоже. Сейчас она учится заочно в Красноярском училище олимпийского резерва и тренируется в день по 7-8 часов. Такие слова, как «устала», «не хочу», «не могу» - не про неё.
- Что думаете о разгоревшемся допинг-скандале?
- Нас в использовании допинга никто не обвиняет, и в нашумевшем списке нет наших фамилий. Просто всё смешали в кучу: допинг, фармакологию, восстанавливающие средства, лекарства, народную медицину. И назвали одним словом «допинг», а всё это разные вещи.
- Говорят, что в числе паралимпийцев выступают и здоровые спортсмены. Это правда?
- Не хотелось бы это комментировать. Я могу говорить только за себя и своих подопечных. И мне не стыдно ни перед собой, ни перед другими. Никто не может меня в чём-то упрекнуть.
- МПК обвиняет Россию в том, что государство поддерживало допинг-программу…
- Это всё говорильня. И журналисты сбились на эту волну. Народ думает, что мы все ширяемся допингом, чтобы бежать. Даже если бы и захотели, нас же каждые 20 дней проверяет допинг-контроль! А то и чаще. Просто это своего рода санкции, как в экономике, только ещё хлеще. В МПК подумали: давайте мы здоровых спортсменов допустим до Олимпиады, они всё равно много мест не займут. А мы вышли в медальном зачёте на 4-е место, хотя никто этого не ожидал. А с паралимпийцами в Рио Россия была бы первой. Это политика, и только.
Общая медаль
- Сколько всего юных спортсменов вы сейчас тренируете? И в чём ваш профессиональный золотой ключик к их будущим победам?
- Двенадцать ребят готовлю к чемпионатам России, мира и Европы. Для нас это образ жизни. Но прежде всего это умение преодолеть себя, свои недуги, социальное неравенство, а также умение себя преподнести. Я всегда говорю: чтобы был успех, надо быть сказочником для детей. Каждая русская сказка добрая, в ней добро побеждает зло. А у меня одна позиция: любовь и внимание, чтобы ребёнка внутренне настроить, чтобы он не боялся преград. Вкладываю это даже не в руки-ноги, а в голову.
- Какие слова находите, чтобы вдохновить своих воспитанников?
- Нужно действовать тонко. Нельзя давать послабление, но и не перегнуть палку. Принуждение не будет действовать. Нужно преподнести детям сказку, звезду, потому что они тебе верят. И они побегут к той звезде. Говорю им: её нет близко, и к ней надо стремиться, трудиться. Ты должен быть лидером, чтобы с тебя брали пример. Когда идёт награждение, ты стоишь на пьедестале почёта, медаль твоя, в твою честь звучит гимн России, а я, тренер, на задворках, и только ты меня можешь приподнять. Я благодарен своим детям, которые после соревнований идут ко мне через весь стадион и дарят свою первую завоёванную медаль, потому что она общая у нас. Этим подарком я живу, горжусь, люблю. К этому нельзя привыкнуть. И хочется работать, отдавать себя детям.