Прошедший год был объявлен в России годом культуры. Но, похоже, только на словах. Именно в 2014 году в Красноярске была объявлена война уникальному историческому наследию - скульптурным мастерским в самом центре города.
Встречали Церетели и Распутина
Четыре здания, объединённые в один ансамбль по адресу: Высотная, 2, появились в Красноярске в 1973 году. Их соорудили специально для того, чтобы скульпторы могли работать в удобных и просторных помещениях: изолированная территория, куда можно без проблем завозить огромные глыбы камня и других материалов, специальные маленькие рельсы под вагонетки, территория обнесена забором - прекрасная возможность летом ваять прямо во дворе.
Решение о появлении мастерских принимал лично Павел Федирко, который тогда был первым секретарём Красноярского крайкома КПСС. Аналогов не было и нет ни в одном городе России. В своё время в мастерских создавали свои монументальные произведения знаменитые Юрий Ишханов и Борис Мусат. До сих пор творят Адель Абдрахимов, Владимир Зеленов, Александр Давыдов, Владимир Гирич, Василий Сивцев.
Городок был не только местом работы, но и местом встреч с выдающимися гостями города и края, известными писателями, композиторами, музыкальными коллективами. Здесь проходили встречи с Виктором Астафьевым, Валентином Распутиным, Александром Лебедем, Зурабом Церетели, Таиром Салаховым и другими.
О том, что скульптурный городок будет сноситься, а на его месте хотят построить очередной бизнес-центр, слухи ходили давно. С 2003 года в помещениях мастерских отключено отопление. Но несмотря на это, художники продолжали работать - обогревали, чем могли, хотя температура зимой держалась на нуле. А 26 июня произошло очередное ЧП. Неизвестные вандалы сожгли мастерскую Владимира Зеленова. С особым злорадством, учинив поджоги в пяти местах. Уничтоженным оказалось всё, в том числе уникальные портреты Валентина Распутина.
- Созданные красноярскими скульпторами произведения разных жанров внесли огромный вклад в развитие искусства ваяния в нашей стране, - говорит Любовь Шаповалова, искусствовед, член Красноярской региональной организации ВТОО «Союз художников России». - И поэтому особенно обидно, что сейчас они находятся в полном запустении и под угрозой уничтожения.
Мастерские-музеи
Одна из мастерских в городке принадлежит скульптору Аделю Абдрахимову, который уже сам по себе - легенда краевой и отечественной скульптуры. В 2015 году ему исполнится 100 лет. Самое знаменитое произведение Абдрахимова - памятник русскому полярному исследователю Никифору Бегичеву, установленный на острове Диксон. Это первый памятник в Арктике. Как можно было доставить туда такую огромную махину - до сих пор остаётся загадкой. Уникально и то, что Адель Хакимович - современник Бегичева, он учился в одной школе с его детьми, ходил с ним по одним улицам.
Когда ситуация дошла до предела, Адель Хакимович и другие известные красноярские скульпторы вынуждены были обратиться в Министерство культуры края с призывом: «Сохраним скульптурный городок». Художники настаивают на проведении историко-культурной экспертизы мастерских и на том, что их необходимо взять под охрану как памятник истории и культуры Красноярского края.
- Надеюсь, что справедливость восторжествует и уникальные скульптурные мастерские будут сохранены,- говорит Владимир Зеленов, красноярский скульптор. - Здесь всё пронизано духом искусства, памятью о замечательных мастерах. А мастерские ушедших из жизни Юрия Ишхановаи Бориса Мусата могут стать прекрасными музеями краевой скульптуры, и молодые скульпторы могут учиться у них искусству ваяния.
Смотрите также:
- Свидетель эпохи. Скульптору Абдрахимову в этом году исполняется 100 лет →
- Крестил Иван Грозный. Как малый народ сето из Эстонии попал в Сибирь →
- Хозяин самого тяжелого помидора получил китайский автомобиль →