Малый народ, издавна живущий между русскими и эстонцами, имеет свой язык, культуру и обычаи, которые сохранились до наших дней. Всё меньше потомков сето причисляют себя к этой национальности, но оставшиеся твёрдо намерены передать наследие потомкам. Корреспондент «АиФ-Красноярск» узнал, как представителям малых народов живётся в Сибири и удаётся ли сохранить особенности традиционного быта.
Земля сетов
Сибирские сето - это потомки переселенцев, отчаявшихся от малоземелья и переехавших в Енисейскую губернию в конце XIX века. Их второй родиной стала деревня Хайдак в Партизанском районе, где ежегодно проходят национальные торжества. Название деревни старожилы переводят как «ходок»: перед приездом в новые места представитель народа должен был разведать участок земли для основания деревни на новом месте. Потомки их также есть в Булатновке, Крестьянске. К началу XX века здесь насчитывалось чуть больше тысячи человек, значительное увеличение численности произошло поневоле - после событий 1939-1946 годов.
Сибирские эстонцы называют свою историческую родину Сетомаа, в переводе «земля сетов». Она разделена на две части, одна из которых - в Эстонии, другая - в России, в Печёрском районе Псковской области. К 1917 году их было больше всего - 21 тыс. человек. Потом часть Сетомаа отошла Псковской области. Многие бежали в соседнюю Эстонию, где сейчас их живёт около 10 тыс.
По последней переписи, в России осталось чуть больше 200 человек, записавших свою национальность как сето, из них четверо - в Красноярском крае.
Крестил Иван Грозный
Сето в отличие от эстонцев-лютеран православные. Большинство их праздников связано с церковным календарём, в каждой избе обязателен красный угол с образами.
Несмотря на то что жить пришлось между православной Россией и католической Ливонией, сето долгое время оставались язычниками. Крестить народ решил Иван Грозный. Христианскую веру они приняли в XV-XVI веках сразу после язычества, поэтому культура сохранила архаические черты. Из-за этого русские, жившие рядом, называли их полуверцами. Даже после войны на некоторых хуторах рядом с иконами стояла фигурка языческого бога Пеко, внешне немного напоминающего снеговика. Это бог плодородия, который, согласно национальному эпосу, помогал Христу, а похоронен в Псково-Печёрском монастыре.
«Сам герой был похож на русских былинных богатырей типа Ильи Муромца, но в отличие от них не боролся ни с высшими силами, ни с царями, а каждый свой подвиг согласовывал с Христом, девой Марией или с апостолами. И творил добрые дела, обеспечивая достаток и благополучие в семье», - разъясняет куратор выставки о сето, сотрудник красноярского Музейного центра Ирена ВУОРИ.
Язык, обычаи, нравы
Сето берегут свою культуру и до сих пор не дали ей исчезнуть. Они выращивали лён, пряли пряжу, которую покупали даже англичане. Считается, что национальный костюм, язык, обычаи, нравы сохранились у них в большей чистоте, чем у остальных эстонцев.
«Сибирские сето сохранили пласт культуры, который в Эстонии уже трансформировался в результате заимствований», - считает Ирена Вуори.
Они всегда выделялись среди эстонцев и русских, носили национальные костюмы и говорили на своём, близком к эстонскому языке. Собственной письменности у них никогда не было, но язык в устной форме живёт до сих пор. Традиции передают из поколения в поколение уже много веков. Например, своеобразные украшения из серебряных монет, без которых девушку замуж не выдавали. Даже в 60-70-е годы у женщин были национальные костюмы и украшения, которые наследовались детьми и внуками как неприкосновенный запас каждой семьи.
Народный костюм включал в себя элементы русской одежды. Женщины носили рубаху с длинными рукавами и сарафан, мужчины - русскую косоворотку. Для сето характерно большое количество вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным геометрическим орнаментом, где белый цвет сочетается с коричневым. Славится и национальное кружево, узоры и переплетения которого считаются уникальными.
Обязательным для замужества было и знание народных песен, это считалось ценным приданым невесты.
До 70-х годов сохранялись традиционные сетоские рунические песни. В деревне Хайдак более двух десятков лет живёт фольклорный ансамбль «Lill» и детский хор «Kullõrkukk». Рунический стиль узнаётся по вариативности текстов, когда исполнитель может каждый раз импровизировать, подбирая слова, подходящие к конкретной ситуации.
Финно-угорский народ
В августе в Красноярском крае прошёл фестиваль финно-угорского народа сето. Представители этого народа в Сибири, как и их родичи из Псковской области и Эстонии, раз в год устраивают большой национальный праздник: надевают старинные костюмы и поют народные песни.
«Мы постоянно организуем концерты, выставки и встречи, чтобы культура сибирских эстонцев становилась общим достоянием жителей края. Но фестиваля такого масштаба у сибирских сето ещё не было. Важно, что это не стилизация, а серьёзный праздник народного фольклора: старинные костюмы и украшения, традиционное пение и ремёсла.
На фестивале стала видна столетняя история небольшой, но важной части пёстрого культурного полотна Сибири», - считает руководитель Красноярской эстонской национально-культурной автономии «ЭЭСТИ» Вера ОЙНЕЦ.В этом году впервые на праздник приехала большая делегация из Эстонии. В гостях у сибиряков побывали президент Сетоского культурного фонда, руководитель Союза волостей Сетомаа Аэре Хырн, советник по культуре сето, старейшина союза сетоских королей, король эстонских сето Аарне Лейма, этнолог Марэ Пихо, фольклорист Андрэас Калькун, музыкант и депутат эстонского парламента Инара Луигас, которая родилась в Красноярском крае, а также художники, музыканты, исследователи культуры малого народа.
Красноярские сето в свою очередь неоднократно посещали традиционный августовский фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи» в деревне Сигово Псковской области, где проживают российские сето. Именно оттуда пришли представители этой народности в Сибирь.