Примерное время чтения: 8 минут
1115

Девять колен вглубь. Зная свои корни, человек крепче стоит на ногах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «АиФ на Енисее» 16/10/2013

Какие духовные и житейские ценности местных народов оказались в забвении? Грозит ли хакасам потеря национальной идентичности? Кто будет жить на земле у Енисея через 50-100 лет? Об этом - разговор с доктором исторических наук Валентиной ТУГУЖЕКОВОЙ.

СПРАВКА
Валентина ТУГУЖЕКОВА - автор более 300 научных статей по истории Сибири. С 1998 года директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, д.и.н., профессор. Руководитель научной школы по изучению истории и культуры Саяно-Алтая и других регионов Сибири. Подготовила 24 кандидатов исторических наук.
- Мои предки жили когда-то на берегу Качи, в поселении, занимавшем территорию нынешнего Красноярска. У аборигенных народов, входивших в Кыргызский каганат, в то время ещё были сильны традиции ведения войн, так что продвижение казаков на юг, начавшееся в первые десятилетия XVIII века, было фактически 100-летней войной между местными жителями и первопроходцами из казачества. Происходила и естественная ассимиляция. Только богатые казаки могли взять с собой в Сибирь жён, семьи. Большинство же «государевых людей» брали жён из инородцев - так называли местное население. Так что вы вдруг можете выяснить, что прабабушка в вашей вроде бы русской семье была хакаской.

Нельзя громко петь и говорить

- Валентина Николаевна, если бы можно было оказаться в хакасской деревне XVIII века, что бы мы увидели?

- Раньше действовало более широкое понятие рода. Каждый род имел своего шамана, бывшего одновременно и врачевателем, и духовным наставником. Кроме него, во главе был совет старейшин. Традиционный уклад жизни был связан с местом проживания и духами. Вечером нельзя было петь, громко говорить - считалось, что привлекаешь злых духов. Ребёнку давали два имени. Одно знали все, второе - только члены семьи, близкие люди. Если кто-то наведёт порчу, считалось, что злой дух будет искать ребёнка по «внешнему» имени и запутается, не зная его настоящего. В одном дворе жили три поколения. Если мама занята, в доме всегда есть бабушка, которая воспитывает детей. Малыши с рождения и до семи лет росли в радости и в праздниках, им разрешалось всё, а потом их начинали привлекать к хозяйству. Девочки приучались к домашним делам и рукоделию, а мальчиков своему делу обучал папа. В семье чабанов сыновья тоже становились чабанами.

Несведущему трудно понять, в трансе шаман или притворяется. Фото: АиФ на Енисее / Ирина Якунина

Самосохранение этноса

- Сейчас в Хакасии сложно представить семью, живущую по укладу предков?

- Действительно, если в Тыве, Монголии национальные традиции ведения хозяйства ещё сохранились, то в Хакасии традиционный уклад был окончательно поломан, когда создавались коллективные хозяйства, в 30-е годы ХХ века. Потому что хакасские крестьяне лишались своего скота - и богатые, и середняки. Всё передавали в колхозы. Сейчас пытаются традиции восстановить. Но это практически невозможно.

- Неужели можно говорить о потере хакасами национальной идентичности?

- Утрата традиционного уклада жизни не означает, что хакасы потеряли идентичность. В это понятие входит прежде всего самоощущение - хакас я или представитель другой национальности. Внутреннее самосознание «я - хакас» сейчас становится присуще всё большему числу жителей республики. Если раньше дети, рождённые в браках между родителями разных национальностей, чаще называли себя русскими, то сейчас есть тенденция в противоположную сторону.

Фото: АиФ на Енисее / Ирина Якунина

Нас пугает другое. Мы уже не думаем на родном языке. Всё меньше используем его в речи. Потеря языка - самая сложная проблема. Он является составной частью национальной самоидентификации. ЮНЕСКО считает хакасский язык одним из исчезающих. Это произошло, с одной стороны, в связи с естественными процессами ассимиляции, а с другой стороны, они были ускорены в XX веке внешними факторами. Сейчас у нас низкая доля коренного населения - в среднем 11% по республике. И только на селе молодёжь, видимо, из инстинк­та самосохранения этноса, старается создавать браки между представителями коренного населения. В большей мере это свойственно девушкам, чем парням, которые чаще идут на смешанные браки.

Ренессанс шаманизма

- Можно ли предположить, учитывая процессы, происходящие сегодня с населением у Енисея, кто здесь будет жить через 50-100 лет?

- Сейчас отмечается убыль населения из числа давно осевших здесь сибиряков. Люди, и в основном предприимчивые, образованные, интеллигентные, уезжают в европейские регионы России или за границу. Очень плохо, что современное население Сибири формируется за счёт мигрантов из Средней Азии, Кавказа и Китая. С другой стороны, в Хакасии есть позитивная тенденция возвращения исконного мировоззрения сакрального отношения к природе. Её развивают шаманы. Интеллигенция старается внести вклад в возрождение национальной культуры.

- В отличие от славян, утративших языческие традиции при принятии православия в X веке, в Хакасии они ещё и в XIX веке были сильны.

- Хакас в позапрошлом столетии мог обратиться к шаману и здесь же перекреститься. В юрте висели иконы, но был синкретизм язычества и православия. Советский период нанёс огромный ущерб мировоззрению.В течение XX века формировалось безверие. Низвергалась как православная вера, так и шаманизм. Сейчас у нас, как и во всей Азии, ренессанс шаманизма. Восстановлен новый год - Чыл-Пазы. Его встречают, когда рождается новое солнце, на рассвете 22 марта. Согласно календарному циклу коренного населения Хакасии, цикличность связана с фазовым движением луны и солнца. Но нельзя сказать, что всё коренное население вновь исповедует язычество. Часть местных жителей - православная.

Фото: АиФ на Енисее / Ирина Якунина

- Как отличить шамана от шарлатана? Ведь горе-шаман может навредить человеку, вызвав не тех духов?

- Непрофессионалу в самом деле трудно понять, действительно человек входит в транс или это игра актёра. Это вопрос личной ответственности. Шаман, который не умеет общаться с духами природы, не имеет права проводить обряды и камлания. Есть грань между зарабатыванием и помощью людям, между добром и злом. Когда твоя энергия, твои познания уходят только в приобретение материальных ценностей - это уже зло.

Аккумуляторы ценностей

- Чтобы познать мир и культуру других народов, я много путешествую. Объехала всю Центральную Азию. Прошла по местам экспедиции Рерихов, была в Тибете, государстве Бутан, Непале, Индии, Китае, Монголии. В первую очередь стараюсь посетить храмы, где, я думаю, аккумулируется информация о духовных традициях народа. В некоторых можно даже почувствовать общность с духовными традициями других народов.

- Возникало родственное чувство?

- Да. В Центральной Азии, в том же Тибете или Бутане, где местные жители и сегодня поклоняются горам, священным перевалам, рекам, озёрам. В Хакасии такое тоже восстанавливается, а в Тыве до сих пор сохранилось.

Фото: АиФ на Енисее / Ирина Якунина

- А так ли вообще важны в материальном мире такие вопросы, как сохранность языка, литературы, истории, духовных ценностей?

- Я считаю, каждый всё равно должен знать свои корни, понимать, откуда он. В нашей семье по линии мамы мы знаем семь предшествующих поколений, по линии отца - девять. Я этим горжусь. Я стала это осознавать в зрелом возрасте. Пока ты молодой, вряд ли понимаешь это. Взрослея и узнавая о своих предках, понимаешь, почему твой внутренний мир формируется именно так, чем объясняются твои поступки. Я думаю, что если бы человек знал лучше своих предков, то, наверное, крепче стоял бы на земле.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах