Первые чуваши появились в Красноярске в числе казаков, основавших острог. Древние традиции сохранили до сей поры. В целом они подчёркивают самые характерные черты народа: уважение к родителям, родне и соседям, а также миролюбие и скромность. Недавно в Красноярском крае чуваши в седьмой раз отпраздновали День урожая – Чуклеме. Корреспондент «АиФ-Красноярск» побывал на празднике и узнал особенности быта и культуры представителей этой национальности.
Каждый десятый - «тихий»?!
Всего чувашей в России почти 1,5 млн, а в Красноярском крае более 11 тыс. человек назвали эту национальность своей. Но президент Красноярской чувашской национально-культурной автономии Геннадий Храмов считает, что их корни есть у каждого десятого жителя края. По его словам, так получается потому, что это исключительно мирный народ, который охотно вступает в межнациональные браки. Само название этноса на большинстве языков соседей означает «спокойный», «тихий».
«Первые чуваши пришли в Красноярский край вместе с воеводой Дубенским, - утверждает Геннадий Храмов. - Потом были строительство Транссибирской железной дороги и столыпинская реформа. Многие приезжали посмотреть и, облюбовав места, звали родню. В результате прибывали целыми деревнями, всего в крае их было более трёх десятков, к 1920 году здесь жили уже свыше 3 тыс. человек».
В дальнейшем диаспора пополнялась за счёт ссыльнопоселенцев, а в послевоенный период - молодёжью, приезжавшей на освоение сибирских строек и по распределению после окончания учебных заведений.
До революции переселенцы сохраняли традиционный образ жизни, язык и культуру. Из Симбирской губернии приезжали учителя с учебниками. Многих с родной земли, Поволжья, выгнал голод 20-х годов. В предвоенные годы в Красноярском крае обучали чувашскому языку в двух десятках школ.
В 50-х годах в нашей стране стали культивировать особую общность - советский народ. Национальные школы в крае закрылись, язык остался только на бытовом уровне. Это привело к тому, что число жителей края, считавших чувашский родным, сократилось более чем вполовину и стало составлять лишь треть от всех представителей народа.
Вспомнили о национальном самосознании и необходимости его беречь только несколько лет назад. Сейчас в Красноярском крае есть 12 сёл и деревень компактного проживания чувашей, которые хранят самобытность, традиции и культуру предков. Больше всего их в Казачинском районе - около 10%. Есть даже мононациональная деревня - Казанка. Здесь недавно начали создавать группы изучения родного языка.
«Дома говорим только по-чувашски. Но в школе, в общественных местах дети общаются по-русски, и внуки почти не говорят на родном языке, - сетует житель и глава сельсовета деревни Казанка Виктор Романов. - Пока буду работать в сельсовете, всё сделаю для развития языка и культуры нашего народа».
В предках - Атилла
Происхождение чувашей до сих пор вызывает разногласия, но большинство учёных сходятся во мнении, что они наследники волжской Булгарии. Их тюрко-язычные предки, гунны, ещё в конце III тыс. до н. э. обитали на территории между Тянь-Шанем и Алтаем, занимались скотоводством, охотой и умели изготавливать бронзовые орудия труда.
«Атилла, который развалил римскую империю благодаря своим полководческим способностям, - один из наших предков», - с гордостью заявляют современные представители этого народа.
В русских источниках этноним «чуваш» впервые встречается в 1508 году. По легенде, они помогли Иоанну Грозному покорить Казань. После революции 1917 года получили автономию, в 1992 году образовалась Республика Чувашия.
Чувашский язык - единственный живой тюркский язык булгарской группы. Элементы древнего рунического письма можно найти в родовых знаках (тамги) и в старинных вышивках. А в середине XIX века просветитель Иван Яковлев подарил народу алфавит, имеющий в основе кириллицу.
В хозяйственных интересах поощряли раннюю женитьбу сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому нередко невеста была на несколько лет старше жениха). Наследником становился младший сын, который оставался жить с родителями.
Традиционный напиток - пиво, которое варили из шишек хмеля без добавления сахара. До сих пор проводятся конкурсы домашнего пива.
Три мира
Большинство чувашей исповедуют православие. Но элементы язычества сохраняются до сих пор - это поклонение огню, воде, солнцу, земле.
Согласно чувашской мифологии, существует три мира: верхний, средний и нижний. Наверху обитает верховное божество, здесь же находятся непорочные души. Средний мир - человеческий. После смерти душа праведника переходит сначала на радугу, а потом в верхний мир. Души грешников низвергаются в нижний мир. Земля же квадратная, и чуваши живут в самом её центре. Небосвод поддерживает Священное дерево, а углы земного квадрата держат золотой, серебряный, медный и каменный столбы. Вокруг - океан, волны которого разрушают сушу. Когда разрушение достигнет территории чувашей, наступит конец света.
Сочетание православия и язычества повлияло на уклад календарных праздников. В наши дни самыми популярными стали Акатуй - День окончания посевной, когда просили богов о благоприятной для урожая погоде, и Чуклеме - День урожая, который праздновался после завершения уборки, когда благодарили высшие силы за дарованные плоды.
«До этого дня ни один чуваш не имел права употреблять в пищу продукты нового урожая. Скорее всего, это правило диктовалось ограниченностью пищевых ресурсов, которые нужно было растянуть на весь год», - объясняет Геннадий Храмов.
В Казачинском районе состоялся национальный чувашский праздник Чуклеме | Фотогалерея
Особенно красиво выглядят женские головные уборы: тухья для незамужних девушек и хушпу - показатель замужнего статуса. Их щедро расшивают бисером и монетами.