Барокко с сибирском акцентом. 30 музыкантов получили уроки в Лаборатории

В красноярской филармонии с 7 по 9 июля прошла Лаборатория барочной музыки. В течение трёх дней молодые музыканты учились танцевать менуэт и жигу, знакомились с театральным искусством того времени и учились играть на скрипке и гитаре по-новому. И всё для того, чтобы чувствовать, а после исполнять музыку эпохи барокко.

   
   

Прописано в Сибири

Запрос на обучение барочной музыке поступил от самих будущих студентов. Реализовать задуманное удалось в рамках второй Лаборатории. Первая прошла в прошлом году в столице края, но посвящена была современной музыке.

Уникальный проект стал возможным благодаря знакомому сибирякам коллективу – musicAeterna, руководит которым Теодор Курентзис, и компании «Норникель».

«С артистами musicAeterna и Теодором Курентзисом у жителей Красноярского края уже давно сложились тёплые творческие взаимоотношения, – сказал министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов. – Оркестр musicAeterna и его лидер регулярно выступают на территории края, проводят мастер-классы, лекции и творческие лаборатории; это совершенно уникальная возможность, которая есть у молодых музыкантов нашего края и уже состоявшихся профессионалов, перенять опыт у признанных мастеров-виртуозов, зарядиться вдохновением и открыть для себя новые возможности».

Участниками Лаборатории этого года стали музыканты из разных уголков нашей страны. Контрабасист из Новосибирска, исполнители из Екатеринбурга, гости из Владивостока, скрипачка из Санкт-Петербурга, органист из Железногорска. Все участники могли максимально проявить себя на Лаборатории и в результате получить возможность попасть на второй этап, который пройдёт в Санкт-Петербурге.

Скрипка, лютня, клавесин

Среди участников Лаборатории были опытные музыканты и те, кто начал музицировать не так давно.

   
   

«Отличие нашей просветительской программы от системы образования в том, что мы не держим жёстких рамок. Стараемся идти от музыкантов, их интересов. Это образование по любви, по желанию, – поясняет автор и куратор образовательного проекта, музыковед Анна Фефелова. – И если нам подаёт заявку мальчик 14 лет и говорит, что ему очень нужно, конечно, его берём. Он получит тот объём информации, который готов взять».

Всего же на Лаборатории собралось более 30 человек. Особыми счастливчиками стали те, кто прошёл отбор на активное участие в мастер-классах от наставников. Так, для скрипачей было выделено пять мест под групповые и персональные занятия. Тем же, кто не прошёл отбор на активное участие, можно было присутствовать на занятиях в качестве зрителей. Наставником скрипачей стал концертмейстер оркестра Владислав Песин. Барочному исполнению он учился в консерватории имени Свелинка в Амстердаме, участвовал в мастер-классах мэтра Марии Леонхардт, стоявшей у основ аутентичного исполнения средневековой музыки.

Первое, что сделал Владислав, – вручил привезённые студентам в подарок жильные струны. Освоить игру на них оказалось делом непростым даже для опытных музыкантов. Луиза Сабитханова работает в Новосибирском театре оперы и балета. Сразу после спектакля она прилетела в Красноярск.

«Жильные струны – это новые эмоции, ощущения. Из всех участников мне было сложнее всех перестроиться. У меня абсолютный слух, и меня тянет на привычное исполнение. Моей задачей было справиться с собой и играть по-новому».

Играть по-новому помогали и привезённые смычки. На первый взгляд, разницы с привычными смычками нет, но после игры музыканты уловили отличия.

Разницу в манере исполнения произведений барочного времени объяснял гитаристам и лютнист, композитор, исследователь старинной музыки Константин Щеников-Архаров. Для юных гитаристов Константин сделал разбор исполнения бассо континуо на классической гитаре и продемонстрировал особенности игры на лютне.

«С одной стороны, то, что уже есть на нотной бумаге, следовало расшифровать, с другой стороны, это предполагало импровизацию, потому как зашифрованная в цифрах музыка и бас имеют несколько путей, как это сделать», – рассказал Константин.

В Лаборатории он участвовал впервые. И уже после первого дня отметил талант и заинтересованность студентов. На отчётном концерте его воспитанники исполнили музыкальные произведения Иоганна Себастьяна Баха.

Фото: ПАО «ГМК «Норильский никель»

Под звуки менуэта

Самыми эмоциональными и энергозатратными, пожалуй, стали занятия барочными танцами. Каждый из трёх дней Лаборатории начинался с телесных практик и разучивания менуэта и жиги.

Московский хореограф Наталья Кайдановская 20 лет танцевала в Большом театре, а сегодня руководит студией исторического танца. Барочные танцы – её особая любовь.

«Темп и ритм исполнения музыкальных произведений проще даются через танец», – говорит Наталья. А вот разучить за три дня сами танцы оказалось непросто. Но под руководством опытного мастера всё-таки возможно.

Три дня многостороннего погружения в эпоху барокко завершились финальным концертом в Малом зале Красноярской краевой филармонии. Сольные выступления скрипачей и гитаристов, дуэты и трио, созданные из приехавших музыкантов и за три дня прочувствовавших, как звучит стиль барокко, показали, что приобретённый опыт уже не позволит им относиться к этой музыке по-прежнему.

Фото: ПАО «ГМК «Норильский никель»

«Опыт потрясающий! В большинстве музыкальных школ перед детьми ставят ноты – и всё, играй. Нет погружения в эпоху, период, – рассказывает приехавшая из Новосибирска Нина Симанович. – Ребята видят просто текст, ноты – без понимания эпохи, истории. И это очень слышно в исполнении. А вот те же ферматы – то, чему учил гитаристов Константин, дают прозвучать музыке, пропуская её через душу, через тело».

Не осталась равнодушной и заместитель председателя комитета по образованию и культуре Законодательного Собрания Красноярского края Ирина Субочева, побывавшая на финальном концерте. «Ребята счастливы, это видно, и это главное. Думаю, ни один из них не уедет отсюда невдохновлённым. Значит, в отдалённой перспективе мы можем получить известных не только в России музыкантов. Произнесённые когда-то слова «Превратим Сибирь в край высокой культуры» продолжают реализовываться. И сегодняшний концерт тому подтверждение. Отдельное спасибо «Норникелю», без которого это мероприятие не состоялось бы. Компания вносит большой вклад в развитие культуры региона, помогает растить кадры для нашего будущего».

Поддерживая проекты в сфере культуры, истории и образования, ГМК стремится повысить качество жизни в городах, развить творческое сообщество и сформировать новую культурную среду. С этой же целью компания, например, сотрудничает с Образовательным центром Юрия Башмета и участвует в организации турне маэстро по краю.

Немалый вклад сделан и в поддержку Красноярского академического симфонического оркестра и оркестра Красноярского театра оперы и балета.

Министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов подчеркнул, что сибиряки ценят такое участие и помощь компании. «Я хочу поблагодарить компанию «Норникель» за неоднократную поддержку важных инициатив и вклад в культурный потенциал региона».

Справка
Барокко – стиль в европейском искусстве и архитектуре XVI–XVII вв. Внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличение, эмоциональность, пышность – всё отразилось в культуре этого периода. Для музыки барокко характерны пульсирующий ритм, контраст темпов, неожиданные переходы, танцевальные ритмы.