Традиционно фестиваль Юрия Башмета проходит в последние дни мая и стал уже ежегодным. Фестиваль не ограничился концертной программой. В его рамках прошёл региональный отбор в новый состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра. Юрий Башмет признался, что хоть и не всё пошло по плану, но жителей края и в этот раз удалось не просто порадовать, но и удивить.
Фестиваль живёт
Елена Бухтоярова, krsk.aif.ru: Юрий Абрамович, фестиваль проходит в четвёртый раз. Публика, можно сказать, привыкла и к содержанию программы, и к её качеству. Есть ли у вас чувство удовлетворения и присутствует ли отличие в ощущениях от фестивалей прежних?
Юрий Башмет: Во-первых, я очень радуюсь тому, что фестиваль живёт, процветает. В этот раз была очень насыщенная программа. Как и всегда, впрочем. Но в этом году мы впервые выступили в университете. (СФУ. – Прим. автора.) И там была изумительная публика, очень тёплый приём. Кроме того, мы с «Солистами Москвы» провели мастер-классы для юных музыкантов. Состоялся и камерный концерт. Было выступление в Зеленогорске. Мы третий раз там – публика прекрасная. А дорога какая красивая!
– Но не всё в этот раз пошло по плану. На открытие ждали Евгения Миронова с программой «Шекспир. Шостакович. Гамлет».
– По состоянию здоровья Женя не смог приехать. Он отменил не только приезд в Сибирь, но и всё, что запланировал. Когда перенесли концерт-открытие с Женей Мироновым, весь зал был уже выкуплен. Должен был быть аншлаг. А после отмены сдали билеты только 30 человек. Поэтому есть приятная новость: мы вернёмся к вам 13 июля с концертом, который не состоялся.
«Ваши чувства, не мои»
– На закрытие фестиваля была выбрана очень насыщенная программа – Бах, Стравинский, Шостакович. Серьёзные произведения классиков. Какие чувства они вызывают в вашей душе?
– Какие мои чувства? Мне важны ваши чувства! Эти произведения написаны в разных жанрах, в разных стилях. Поэтому для меня есть один принцип. Когда в данный момент я исполняю музыку Баха, то думаю, что лучше Баха для меня музыки нет. После этого идёт музыка Шуберта, и я думаю: нет, пожалуй, музыка Шуберта покруче будет, всё-таки его больше люблю. Потом антракт.
В следующем отделении играем Шостаковича, думаю: нет, Шостакович лучше всех! И если я не буду так себя настраивать, вы не почувствуете искренности и не станете соучастником этой импровизации, этого состояния. Поэтому не могу ни в одной программе выделить какое-то произведение. Раз я его играю, значит, люблю.
Бог – слова и ноты
– Второе отделение закрытия – премьера. Стихотворный труд «От Меня это было», так называемый разговор Бога с душой. Здесь и художественное слово в исполнении Сергея Гармаша, и музыкальное сопровождение, хоровое пение.
– Это премьера для Красноярска. Стихотворный труд преподобного старца Серафима Вырицкого звучит с музыкой Петра Корягина. Хоровое пение великолепное. Хор у вас прекрасный, очень хорошо подготовленный.
– А вот сонастройка с Сергеем Гармашем, с его прозой насколько сложный процесс? Оркестр, звуковое слово – это же надо так совместить, чтобы и то и другое звучало, не терялось, было гармонично друг с другом. Или опыт позволяет это делать легко?
– Опыт немаленький. В том числе и конкретно с Сергеем Гармашем. У нас есть прекрасная программа «Че плюс Че». Это переписка Чехова и Чайковского. Я о ней, как и многие, не знал, пока не приступил к созданию программы. Это бытовая переписка, но она была между двумя великими людьми. Очень трогательная.
Есть у нас и спектакль по рассказу Ф. М. Достоевского «Кроткая». Сергей Леонидович пронзительно играет свою роль. Там очень важна и роль оркестра. Для этого спектакля музыка была сочинена специально. И я не знал до постановки ни о том, что такое «Кроткая», ни её автора. Не знал, пока Сергей это не предложил. И на одной из пресс-конференций я эту историю рассказал. И спрашиваю: «А вы читали?» Все молчат.
Так же было и с Максимом Горьким. У него есть два рассказа – «Страсти-мордасти» и «Рождение человека». В них я открыл для себя Горького. По школьной программе помню роман «Мать». Долго думал, что это политически ангажированный писатель. А он гениальный писатель. Чтобы это понять, надо эти рассказы читать. А почему мы вообще за него взялись? Горький где-то сказал, что его любимый композитор – Григ. Вот мы играем Грига, а Женя (Евгений Миронов. – Прим. автора) читает.
Тот же Женя предложил письма Ван Гога. Я тоже их не читал. И мы сделали спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату». Благодаря этим проектам я тоже многое узнаю. И знаменитый спектакль с Константином Хабенским «Не покидай свою планету»: за 10 лет мы дали 150 спектаклей. Это тоже проект, где слово и музыка.
– Вы сейчас только по России гастролируете или всё-таки и зарубежные гастроли запланированы?
– Мы только что с симфоническим юношеским оркестром были в Китае. Перед этим – в Дубае и в Абу-Даби. А дальше всё запланированное переносится из-за обоюдных санкций. Но ничего не отменялось. Зачем туда сейчас ехать? Я понимаю, что публика, которая ходит на концерты, не виновата в происходящем. Но с другой стороны, виновата, раз выбирает такое правительство…