В Красноярском музейном центре открылась 11-я красноярская музейная биеннале «Практики соприкасания». Современное искусство от художников из Москвы и Санкт-Петербурга, из Германии и США разместилось как в самом здании музея, так и на близлежащей территории. В этом году красноярская биеннале отметила свое 20-летие.
В день открытия музыку Владимира Раннева из Санкт-Петербурга исполнили два хора: один - на лестнице центрального входа в музей, а второй - с противоположного берега Енисея, откуда светили мощные лучи прожекторов. Внутри художницы из Москвы и Киева в белых одеяниях вышивали слово «тер-пение», пока в спины им впивались настоящие пиявки.
Кураторы сделали всё возможное, чтобы посетители поняли, что искусство бывает и в брёвнах, и в рёбрах. Стены тёмной галереи украшают скелеты из старых вещей от Ольги и Александра Флоренских из Санкт-Петербурга, другой - ряды шерстяных нитей из клубков Леонида Тишкова.
«Тайная комната» московской художницы Ольги Кройтор отделана с пола до потолка чёрными бутонами из ткани, музейное кафе «Мария» с детской помощью москвич Андрей Кузькин украсил петроглифами.
Василий Слонов, искусство которого давно уже известно за пределами и Красноярска, и России, представил ватный набат, удар по которому не рождает звуков. По словам художника, это эквивалент восточной медитации: если в ней нужно стараться услышать звук хлопка одной ладони, то в русской версии - услышать звук ватного колокола.
Художник из Москвы Леонид Тишков представил выставку «Взгляни на дом свой», в основу которой легло вязание и шитьё его матери. Клубки, нити, ткани - всё это обыгрывалось в теме памяти о родном доме. Примечательны половики, сделанные из меди, которые выглядят как обычные.
Жизнь - дефис
Снаружи здания разместилась инсталляция «Дефис» арт-группы «Злые» из Екатеринбурга - между двумя датами жизни расположено зеркало, в котором человек может увидеть себя, понимая краткосрочность бытия. На площади Мира появилось «Ватное сердце», «Красноярские многоэтажки» берлинца Evol - миниатюрные копии соседних десятиэтажек, и граффити во всю стену музейного центра от американца Bip «Бегущий с цветами по кладбищу».
По словам организаторов, они не заметили круглой даты - 20-летия со дня проведения первой биеннале в Красноярске в 1995 году. Тогда это был форум музейщиков, впервые получивших возможность показать себя, завязать знакомства, получить оценку своей работы у экспертов. Сегодня биеннале - народный праздник.
«Постоянно отвечаю на вопрос, что такое современное искусство, у всех есть предубеждение, что это что-то радикальное, сложное. Но смотрю на сегодняшнюю экспозицию - это одно из самых тёплых высказываний художников на самые острые темы», - отмечает Сергей КОВАЛЕВСКИЙ, куратор биеннале.
Закроются экспозиции биеннале не ранее 30 ноября.
Смотрите также:
- Красноярцы смогут увидеть эскизы суриковского «Взятия снежного городка» →
- В Красноярске представят первую сибирскую утопию начала XX века →
- В Красноярске «живут» картины знаменитых художников →