Красноярск, 1 июля — «АиФ на Енисее». Увидеть картины, написанные знаменитыми на весь мир художниками, можно не только в Третьяковской галерее или Эрмитаже.
Настоящие шедевры хранятся и в региональных музеях. Одна из самых больших коллекций - в Красноярске. В Художественном музее хранится первая и последняя из больших работ Сурикова и уникальные работы художников русского авангарда.
«Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1870
Жанр: городской пейзаж
Стиль: Реализм
Это первая большая картина, написанная Василием Суриковым в Петербурге в 1869-1870 гг., через год после приезда в столицу. Он представил её на ежегодной выставке в Академии художеств. Именно она принесла ему известность. Впоследствии картину выкупил меценат Пётр Кузнецов, который, собственно, и дал деньги на обучение талантливого земляка. Кстати, эту картину Василий Иванович писал дважды. Повторение картины было сделано зимой 1870 года. Художник немного изменил композицию: цвет (цвет луны стал более холодным, голубоватым, свет от фонарей - тёплым, желтоватым), точка зрения - выше и дальше от памятника. Второй вариант картины сегодня хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Милосердный самарянин»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1874
Стиль: Реализм, Academicism
Жанр: религиозная живопись
Над этой картиной Василий Суриков трудился семь напряжённых месяцев. Он был так занят, что всё это время даже не писал родным. Работа была завершена в ноябре 1874 года. Тогда же в журнале «Всемирная иллюстрация» был напечатан «Обзор всего выставленного теперь в Императорской Академии художеств», в котором Сурикова величают «героем…академического года в смысле научной и практической подготовки». Сам Василий Иванович называет этот обзор «статьёй о себе» не случайно: он почти полностью посвящён его работам «Милосердный самарянин» и «Пир Валтасара». Отличный студент Академии, Суриков неоднократно получал за учебные работы денежные премии. За «Милосердного самарянина» он получил малую золотую медаль. Тогда же он преподнёс её своему «милосердному самарянину» - меценату Петру Ивановичу Кузнецову.
«Импровизация 209»
Художник: Василий Кандинский
Дата завершения: 1917
Стиль: Абстракционизм
Жанр: жанровая живопись
Работы художников русского авангарда, в том числе две картины: Василия Кандинского - «Импровизация 209» и Казимира Малевича - «Дама у рояля». Эти произведения поступили в художественный музей из краевого краеведческого музея. А туда попали в 30-е годы ХХ века по распределению. На всех этих работах есть печать народного комиссариата просвещения.
«Дама у рояля»
Художник: Казимир Малевич
Дата завершения: 1913
Стиль: Кубофутуризм
Дело в том, что в начале ХХ века все работы художников, отвечающие новой советской эстетике, распределяли по регионам, чтобы и их приобщить к новой культуре. Сегодня эти художники известны не только в России, но и во всём мире, русский авангард сейчас на пике популярности. А работы пользуются большим спросом. Они постоянно выставляются, в том числе и за пределами России. Например, в момент подготовки публикации работа Василия Кандинского находилась в Италии. Работа Малевича объехала всю Европу.
«Благовещенье»
Художник: Василий Суриков
Дата завершения: 1914
Стиль: Импрессионизм, Реализм
Жанр: религиозная живопись
«Благовещенье» - последняя большая работа Василия Сурикова, которая датируется 1914 годом. Правда, современники, которые впервые увидели картину на выставке в Академии художеств, не оценили её. По версии искусствоведов, она не имела большого успеха, так как Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен.
«Портрет Тамары Макаровой»
Художник: Лебедев Владимир
Дата завершения: 1943 г.
Стиль: Импрессионизм
Портрет Тамары Макаровой, написанный народным художником Владимиром Лебедевым. Народная артистка Советского Союза Тамара Макарова была кумиром своего поколения. Один из фильмов - «Метель», в котором она сыграла Нину, вышел на экраны в 1941 году. Тамара Макарова вместе с мужем, знаменитым режиссёром Сергеем Герасимовым, участвовала в обороне Ленинграда. Она работала инструктором политуправления фронта, дружинницей, медсестрой. И только в 1943 году супруги вместе отправилась в тыл - в Ташкент. Именно тогда и был написан портрет. Примечательно, что он не несёт в себе отпечаток военного времени. Поэтичный, романтичный, воздушный, лёгкий образ.
«Пейзаж с Везувием»
Художник: Иван Айвазовский
Дата завершения: 1896
Стиль: Романтизм
«Пейзаж с Везувием», - одна из шести тысяч работ, написанных повелителем морской стихии. Все работы достаточно поздние, написанные зрелым мастером, известным на весь мир художником. В музей они попали из частных коллекций.
Натюрморт «Жизнь и смерть» - автор этой картины не известен широкому кругу искусствоведов. Но знаком красноярцам. Дело в том, что написал её купец Пётр Гадалов. Музей располагается в особняке, который когда-то принадлежал Гадаловым, и потому эта весьма необычная картина занимает в галерее особое место.
В фондах музея хранится почти 14 тыс. работ. А начиналась коллекция с малого: 634 предмета поступили из краевого краеведческого музея в 1958 году. Это были произведения живописи, графики и несколько скульптур. Кстати, посетители видят только 0,3% коллекции, остальное находится в специально оборудованных хранилищах.
КСТАТИ
Конечно, учитывая значение этих художников для мирового художественного искусства, можно смело утверждать, что все перечисленные картины бесценны. И всё же. В начале декабря 2011 года на русских торгах в Лондоне были установлены новые ценовые рекорды и составлен список самых дорогостоящих работ художников России по результатам аукционных продаж. Лидер этого списка - Казимир Малевич. На втором месте - Василий Кандинский. Айвазовский (хотя прежде его не раз называли самым дорогим русским художником) - на 14-м месте.