«Страсти по Василию», - так называется необычная выставка, которая открылась в Музее художника Бориса Ряузова в Красноярске. Проект приурочен к XI Зимнему Суриковскому фестивалю.
Искусствоведы, сотрудники музея, отнеслись к делу с оригинальным подходом.
Зрителям представлены выдержки из писем Василия Сурикова друзьям и соратникам, которые он писал из своей европейской поездки 1883 года. Легендарный сибирский гений отправился за границу, чтобы подготовиться к написанию картины «Боярыня Морозова».
«Парадокс – чтобы написать самую русскую картину, нужно было ехать в Италию. Дело в том, что, закончив в 1881 году картину «Меншиков в Берёзове» и продав её Третьякову, он задумал идею многофигурной исторической композиции о знаменитой боярыне Морозовой. Обсуждая эту идею с русским художником и педагогом Павлом Чистяковым, он понимает, что в России, кроме Александра Иванова, никто не пытался решить эту масштабную эстетическую задачу. И Чистяков посоветовал ему ехать в Европу, чтобы поучиться у старых мастеров. Впрочем, сам Иванов писал свою картину «Явление Христа народу» 20 лет в Италии», - рассказала главный хранитель музея Юлия Петунина.
Картины легенд мировой живописи произвели большое впечатление на Сурикова. Слог художника лёгкий, его восприятие непосредственное, образное, и письма воспринимаются как настоящие дружеские послания. «Хороша фигура самого Веронезе в белом плаще. Какое у него жёсткое, чёрствое выражение в лице… Христос в этом пире никакой роли не играет. Как будто Веронез сам для себя этот пир устроил», - Василий Иванович написал из Парижа о картине «Брак в Кане» Веронезе. «У «Сикстинской мадонны» в Дрездене мне понравились глаза, рот Богоматери, и голова святой Варвары». «Много прелести в голове Богоматери. Она чудесно нарисована: рот полуоткрыт, глаза радостно блестят», - так художник высказался о картине Тициана «Вознесение Богоматери».
Выставка будет действовать до 22 января 2017 года.