Дворник, расписывающий стены. Как в Сибири школа стала выставкой картин

На роспись одной стены уходит примерно три дня. © / Александр КАШКОВ / АиФ

Антону Веселовскому 26 лет, он родом из посёлка городского типа Шушенское, где более ста лет назад находился в ссылке Ленин. После окончания художественного колледжа, в самый разгар пандемии коронавируса, уехал в Красноярск. И устроился на работу в школу № 16… дворником, а в свободное время стал расписывать стены учреждения.

   
   

Водить по листу бумаги

Антон рисует с самого детства. Как сам признаётся, ещё в детском саду любил водить карандашом по бумаге. И даже выиграл всероссийский конкурс «Марш парков». Мама, заметив способности сына, привела его в художественную школу. Правда, рисовать крынки и различные композиции ему тогда показалось скучным. Гораздо сильнее привлекали комиксы с различными супергероями и монстрами.

Но уже после четырёх лет обучения он точно знал, чем хочет заниматься в будущем, – творчеством. После школы поступил в художественный колледж в Минусинске. Здесь он сразу полюбил и рисование крынок, и академическую живопись, и историю искусства.

Художник Антон Веселовский. Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

С граффити познакомился случайно. Ему довелось провести некоторое время в глазной больнице в Ачинске с талант­ливым соседом по палате. Он был старше Антона и увлекался граффити. Придумывал крутые стилизации шрифтов. Это сразу приглянулось подростку. И он попросил показать, как это делается. В блокноте парень нарисовал какие-то надписи, которые Антон затем долго-долго перерисовывал. А потом узнал, что граффити можно не только в тетрадках рисовать, но и на стенах. И его это зацепило.

Шушенское – маленький посёлок, и в нём сложно найти баллончики с краской. Пробовал рисовать маркерами, как это делали многие другие. А в 16 лет перешёл на аэрозольные краски, которыми красят машины. Его заметили. Он стал получать первые заказы на роспись стен. С этого началась его жизнь как граффитиста.

От кандинского до мойдодыра

Творчество – не постоянный источник заработка молодого художника. Заказы то есть, то их приходится ждать. А жить на что-то надо. В разгар пандемии Антон переехал в Красноярск, здесь у него появилось много свободного времени. Друг подсказал, что можно устроиться в школу на летнюю подработку – дворником. Утром подмёл – и весь день свободен. А вскоре про его талант узнали все.

«В школе была неровная стена, и никто не знал, что с ней делать. Хотели лавочку рядом поставить. И меня попросили нарисовать что-нибудь. В итоге директор нашла подходящую картину Кандинского, и я её первой нарисовал», – вспоминает Антон.

   
   

Абстрактное полотно со сложными геометрическими фигурами и множеством прямых линий всем понравилось и стало центром притяжения. Школа словно преобразилась.

Затем он нарисовал всем известного весёлого Мойдодыра. Считает эту работу лучшей. Она находится рядом со столовой, напротив умывальников, и напоминает о необходимости мыть руки перед едой. Потом нарисовал узнаваемые объекты Красноярска – Столбы, Биг-Бен, мост, ГЭС... В одном из классов сделал яркое полотно с Карлсоном и совой с множеством разных символов знаний. На первом этаже ребят также встречает символ школы – умная сова, вцепившаяся в книги. Говорит, что почти все идеи для работ ему подсказывает директор. А он их лишь воплощает. И стены под его красками сильно преображаются.

Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

Самое сложное в работе – найти время, чтобы расписывать школьные стены. Баллончики с краской очень едкие и токсичные. Поэтому рисовать в коридоре приходится лишь тогда, когда учеников и педагогов в школе нет.

На роспись одной стены уходит примерно три дня. В первый день художник делает наброски, во второй заливает их баллончиком, а на третий – лакирует. Затем, если нужно, подправляет маркерами. Это можно сделать и во время учебных занятий. После закрашивания баллончиком обязательно какое-то время нужно проветривать помещение, чтобы не осталось едкого запаха краски.

«Конечно, расходные материалы для рисования сейчас стоят дорого. В чём-то помогает школа, где-то я сам добавляю из своих запасов. Сейчас выпускают баллончики любых цветов и оттенков. Приходишь в специализированный магазин и видишь стены, заставленные самыми разными цветами. Были бы деньги... Свалилось бы тысяч пятьсот откуда-нибудь – все бы стены в школе разукрасил! А так приходится потихоньку-помаленьку. Но дело движется вперёд, и будет ещё много полотен. Планирую украсить стену в одном из классов. Хочу там вариацию «Сотворения Адама» воплотить. Одна рука – роботизированная, а другая – человеческая! Думаю, будет круто!» – делится Антон.

С бэтменами на выставку не возьмут

В среде граффитистов проводится множество конкурсов, или скетч-батлов, со своими правилами и судьями. Однако призы там бывают разные. Где-то скетч­бук за первое место подарят. А где-то могут и несколько десятков килограммов баллончиков вручить.

«Участвовать интересно. А побеждать приятно. Каждый раз при победе закрываешь очередной гештальт и гордишься, что ты немного, но всё-таки лучше. Вот летом участвовал в «Хала Вандала» – одном из крупнейших скетч-батлов России. И там я победил, обойдя более 300 участников.

Такие батлы обычно проходят онлайн. Организаторы дают задание – нарисовать определённую надпись в своём стиле. Нужно её композиционно правильно расположить, красиво оформить, сделать всё, как надо, и отправить. Затем в прямом эфире комиссия судей разбирает работы, критикует их, подмечает сильные и слабые стороны и в итоге определяет лучшую».

Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

«В творчестве меня больше всего привлекает возможность нарисовать то, чего ещё не было. Заходишь на Pinterest, чтобы поискать какие-нибудь красивые и стильные эскизы, например скандинавского волка. А там одна ерунда. Нет интересных работ. И делаешь сам. Как бы занимаешь нишу на рынке. Я недавно начал заниматься татуированием и ищу интересные и необычные идеи. Главное – не заниматься плагиатом. Это самое низкое, что может быть в этом деле. Нужно создавать что-то новое, увидеть то, чего до тебя никто не замечал.

Помимо скандинавских сюжетов привлекает славянская тема. Возможно, это как-то связано с военными событиями. Нравятся все эти Перуны, божества, руны, волки. Но, наверное, это временно, и зависит от каких-то внутренних ощущений», – делится художник.

Антон уже выставлял свои работы в Красноярске, Абакане и других городах. В планах написать серию работ с красноярскими достопримечательностями. Он уже сделал роспись стен на эту тему, а теперь хочет оригинально запечатлеть их в картинах. «Ведь на выставку нельзя попасть с Бэтменами, как бы хорошо ты их ни рисовал».

Творчество для Антона – смысл жизни. Кроме того, ему нравится создавать дизайн вещей. Он самостоятельно и бюджетно раскрашивает и украшает одежду, сумки, экспериментирует с модификациями. Например, сам украсил рюкзак в стиле известного сериала «Stranger Things». Получилось эффектно. Подарил своей девушке, которая также занимается творчеством.

«Бывает, хочешь найти какую-нибудь прикольную вещь в стиле определённого сериала или аниме и не можешь. Или находишь, но уродливое, скучное. И тогда пытаешься сделать сам. Иногда получается очень классно. В этом и прелесть творчества – сделать что-нибудь интересное, уникальное, выделяющееся!» – считает Антон и говорит, что, возможно, когда-нибудь откроет свою студию, если будет запрос. Знания и навыки у него есть.

Днём Антон подметает территорию школы, а вечерами пишет картины. Фото: АиФ/ Александр КАШКОВ

А пока подрабатывает дворником в школе. И помогает украшать школу, делая её красивее и лучше. И этому немало поспособствовала директор Людмила Анатольевна Жарич. Школа стала очень уютной и привлекательной. Красивое витражное окно на главной лестнице, уютные классы, просторная, отлично организованная столовая, удостоенная высших похвал, активное участие в поиске идей для новых сюжетов школьных полотен и многое другое – всё это в немалой степени её заслуги. И даже бывшие ученики, приводя своих детей в школу, восхищаются этими работами и атмосферой в целом. И сожалеют, что в их время не было ничего подобного.