Жителей красноярской многоэтажки на ул. Юшкова теперь встречают мультипликационные персонажи. Они не просто украшают подъезд. Если внимательно присмотреться к анимационным героям, то можно найти целые сюжеты – с юмором и даже сарказмом. Но главное – они несут добро. Именно так и задумывал художник, который сам живёт в этом доме.
Кот Леопольд и другие добряки
«Вот заходит человек в плохом настроении в подъезд, а здесь его встречают с улыбками, все приветствуют, и человек забывает про свой негатив, может, уже и дома будет меньше ссор», – говорит автор подъездных картин, 70-летний Сергей Розанов.
Сначала он нарисовал кота Леопольда напротив своей квартиры на первом этаже. Объясняет: так хотел порадовать жену. Она открывает дверь, а ей улыбается этот добряк, ярко светит солнце… Потом для дочери нарисовал зайца, а рядом с ним – Карлсона.
«Если честно, хотел на этом остановиться. Я же сначала рисовал, прячась от соседей. А то подумают: такой пожилой, а вандалит. Но людям понравилось. Стали просить, чтобы продолжил. Да и сам смотрю: вот же грязь возле лифта, окна, всё в каких-то подтёках, надо как-то всё это в порядок привести. Сам стены шпаклевал, шкурил, подготавливал к рисункам».
Всего у Сергея Владимировича на данный момент 40 персонажей. Героев советских и диснеевских мультфильмов он срисовывал или воспроизводил по памяти. Говорит, что делал их такими, как в оригинале, потому что их создатели могли потратить много времени, сделать сотни эскизов, пока у них не получилось то, что нужно. Он не хотел умалять их труд. Но сюжеты придумывал сам, в его подъездной живописи всё взаимосвязано, и при этом где-то с юмором показаны реалии нашей жизни. Вот кот лежит на большой палке колбасы на острове в море, а за хвост его тянет мышь. Это образ туриста, отдыхающего за границей по системе «всё включено»: он хочет взять побольше, столько, что и съесть не сможет. Нарисовал для женщин, «чтобы не боялись», охранника Шарика с ружьём, из дула которого выглядывают цветы. Лифт в интерпретации художника превратился в космическую ракету, а возле батареи он нарисовал камин.
«Дети раньше, пока лифт ждали, стены пинали. А теперь рисунки рассматривают, отвлекаются на это и уже интуитивно ничего не портят. У меня, пока рисовал, с детворой была своеобразная игра. Кто-то из них заходит в подъезд и начинает искать новых персонажей. Я спрашиваю: «Ну что, увидел?» А в ответ: «Нет». Говорю: «Смотри внимательнее: видишь, тут муха появилась». Специально для них этих мушек, комариков рисовал. Женщины начали не лифтом пользоваться, а пешком чаще спускаться и подниматься, тоже ведь полезно для здоровья».
Не рисовал полвека
Сергей Розанов по образованию художник, окончил Московский университет изобразительного искусства. Тяга к рисованию у него появилась внезапно в 11 лет. Говорит, что тогда случайно наткнулся на альбом отца с прекрасными рисунками и решил, что может так же. Попробовал – получилось. Записался в кружок при Доме культуры. Но там долго не задержался: скучно было рисовать яблоки и горшки. При этом, когда пришло время поступать в вуз, смог сделать сотни необходимых контрольных эскизов. Говорит, что пока не начал заниматься собственным подъездом, не рисовал больше сорока пяти лет.
«После диплома я где-то два года всего по специальности работал. Рисовал агитационные плакаты. Скучно это всё, по трафаретам «Слава КПСС» и прочее. Одна отдушина была – готовить поздравления к 8 Марта да к Новому году. Ну и художники, поэты – это же всегда бедные люди. Вот и пришлось другие занятия искать: был сварщиком, маляром, работал в МЧС начальником караула. Карандаши, с которыми с юности не расставался, даже под подушкой всегда были, пришлось убрать подальше. Так больно мне было, что совсем старался не рисовать».
Счастье нужно делать
Правда, без творчества он жить всё равно не мог. Художник ведёт нас в свою квартиру. А там десятки полочек, подсвечников из металла, всё это Розанов сделал своими руками.
«Когда сварщиком работал, железный хлам собирал и мастерил из него всё, что нужно. Вот в этой квартире сначала вся мебель была из арматуры сделана. У меня, кстати, в какой-то момент была цель сделать сто подсвечников. Добился её. Правда, сейчас дома только малая их часть: всё раздал, подарил. Потом из деревяшек что-то мастерил. Нашёл вот сучок, а он вылитый оленёнок».
Прямо под балконом художника – газон с причудливыми коваными фонарями, деревянной мельницей, сказочной избушкой, вазонами. Всё это он тоже делал сначала для своей жены, а потом и для всех жителей дома.
«Я ж кирпичи с ближайших свалок таскал, чтобы клумбу укрепить. Целый поддон насобирал, но немного не хватало, так сосед узнал и привёз», – говорит Сергей Владимирович.
А квартира Розанова украшена не только его работами, но и поделками жены. Расписанные банки, цветочные композиции, вышивка – в какой-то момент его спутница тоже начала мастерить.
«Чтобы получить удовольствие, удовлетворение, тот самый счастливый миг, можно попробовать что-то сделать своими руками, только довести до конца обязательно, чтобы видеть результат. Это обязательно заполнит пустоту, если она есть. То же самое, если делаешь подарки, что-то хорошее для жены, родителей, детей, других людей. Они радуются, и ты счастлив. Многое было в моей жизни. Но я бы не хотел её прожить по-другому. Да, радость недолговечна, можно от какого-то события быть в эйфории несколько дней, а потом всё возвращается в свою колею. Значит, нужно чаще делать то, что хоть на время делает тебя счастливым».